Перейти к объявлениям на irr.ru

Мифы о работе нотариусов

Все, что касается документов, сделок с недвижимостью, оформления прав собственности, кажется рядовому обывателю непонятным, к тому же не так часто приходится со всем этим сталкиваться, чтобы серьезно углубляться в тему. При этом существует множество распространенных заблуждений, передаваемых «из уст в уста». Постараемся прояснить ситуацию, развеять страхи и вооружить необходимой информацией.

Оформление сделки у нотариуса — это долго и сложно

Раньше действительно нужно было обойти множество инстанций, чтобы собрать все необходимые документы, немало времени уходило у нотариуса на их проверку, а потом уже оформленные документы нужно было передавать в Росреестр. Сейчас процесс упростился: появилась единая информационная система нотариата (ЕИСН). С ее помощью нотариусы моментально запрашивают и отправляют все необходимые документы не только в Росреестр, но и в МВД, налоговую инспекцию, крупные банки. Даже заявку на государственную регистрацию нотариус отправляет в электронном виде. Это значит, что клиент приходит только в нотариальную контору и полностью избавлен от необходимости обращаться куда-либо еще. Вместо нескольких недель сделки сейчас оформляются за несколько дней.

 

Недвижимость / Аренда квартир

Электронные документы бессмысленны

Еще одно распространенное заблуждение касается сканированных документов: считается, что они не имеют юридической силы, поэтому нет смысла их делать. На самом деле нотариальное удостоверение равнозначности электронного документа оригиналу на бумаге может решить множество проблем. Например, если для сделки нужны документы, которые в бумажном виде быстро привезти или прислать проблематично, или когда требуется согласие супруга, который находится в отъезде.

Делается это так: нотариус готовит необходимый документ, сканирует его, ставит свою усиленную квалифицированную электронную подпись и отправляет файл другому нотариусу, оформляющему сделку. Этот электронный документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, к тому же его можно распечатать и заверить, превратив в привычный бумажный вариант.

Важно: таким образом нельзя пересылать документы, удостоверяющие личность!

Доверенность нельзя отменить

Многие считают, что если уж доверенность выдана, тем более нотариальная, то она действует в течение прописанного в ней срока. На самом деле ее можно отозвать в любое время, и делается это очень просто: доверителю достаточно обратиться с паспортом в любую нотариальную контору. Таким образом можно отменить не только нотариальную доверенность, но и простую письменную. В ЕИСН есть реестр отмененных доверенностей, имеющий публичный статус, то есть просматривать его могут все желающие. Туда заносится актуальная информация, со следующего дня все заинтересованные лица считаются оповещенными об отмене.

Чтобы проверить актуальность и подлинность доверенности, нужно ввести ее реквизиты в реестре: номер, дату, ФИО нотариуса и доверителя.

Вакансии / Транспорт, автобизнес

Бессрочные доверенности — на всю жизнь

Бессрочные доверенности — сами по себе миф, если срок их действия не прописан, по умолчанию он составляет 1 год. Поэтому если нужна доверенность надолго, можно поставить в ней 50 или даже 100 лет, но не оставлять это поле пустым. Как и любые другие, такие доверенности в любой момент могут быть отозваны.

Автоматическое наследование

Распространено мнение, что прямые наследники получают права на имущество автоматически после смерти собственника, даже если нет завещания. Само ничего не делается, в течение 6 месяцев необходимо обратиться к нотариусу, чтобы заявить свои права на наследство и заверить их. Если этого не сделать, с собственностью нельзя будет совершать никаких действий (продажа, дарение), а восстанавливать право на наследство придется через суд.

Брачный договор оскорбителен

Не стоит воспринимать брачный договор как подготовку к разводу, это всего лишь своеобразная страховка, возможность оговорить все спорные финансовые и имущественные вопросы «на этом берегу», обезопасить себя от долгов «второй половины» и от неправомерных посягательств на ваше имущество.

Цены на услуги нотариусов различаются

Многие считают, что стоимость услуг в нотариальных конторах зависит от самих нотариусов или от района города, где они находятся, от размера самой организации или даже занимаемого помещения. Это не так, цены складываются из двух частей: нотариального тарифа и услуг технического и правового характера (УТПХ). Первая часть утверждена законодательно и неизменна для всей страны, а вторая зависит от региона, тарифы можно посмотреть на сайте федеральной или региональной нотариальной палаты. Иными словами, цены на услуги нотариуса во всех конторах одного региона — одинаковые. 

Читайте также

Материнский капитал: вкладываем деньги в жилье

Правительство решило продлить программу материнского капитала до 2018 года. Это значит, что тысячи семей, у которых в ближайшее время появится второй ребенок, смогут рассчитывать почти на полмиллиона рублей от государства. Но речь идет не о «живых» деньгах. IRR.RU расскажет, как и во что можно вложить свой сертификат. 

Кому, сколько и когда? 
Для начала немного о самом сертификате. Для тех, кто не знает – его выдают за рождение или усыновление второго или последующих детей, но только один раз. Иными словами, если вы уже получили сертификат за второго ребенка, то на третьего вам его никто не даст. Сейчас материнский капитал составляет 453 тысячи рублей. Однако уже со следующего года эта цифра может вырасти до 480 тысяч. Материнский капитал можно использовать, когда ребенку, на которого он был получен, исполнится 3 года. У этого правила есть исключения, но о них – позже. Обналичить сертификат нельзя. Любые попытки это сделать считаются мошенничеством и караются по закону. 

На что можно потратить? 
Итак, материнский капитал можно потратить на: 

  • улучшение жилищных условий 
  • на образование детей 
  • на накопительную пенсию матери 
  • на социальную адаптацию детей-инвалидов (средства можно использовать сразу). 

Программа материнского капитала действует с 2007 года и все это время абсолютным лидером был первый способ использования сертификата. О том, как и во что можно вложить полученные средства, расскажем подробнее. В большинстве случаев материнский капитал на улучшение жилищных условий можно использовать лишь по истечении трехлетнего срока. Единственное исключение – погашение ипотечного кредита. Причем средствами материнского капитала можно гасить как основной долг, так и проценты по ипотеке. 

Жилищные перспективы 
Как еще можно улучшить жилищные условия? Можно реконструировать старое жилье с увеличением площади. Это особенно актуально для загородных домов. Можно купить квартиру – как на первичном, так и на вторичном рынке. Причем, если вы приобретаете жилье в кредит, то материнский капитал можно использовать как первоначальны взнос. Можно построить дом – самостоятельно или с привлечением подрядчика. А вот земельный участок на материнский капитал купить нельзя. 

Не все сразу 
Процедура получения средств материнского капитала довольно сложная. Некоторые думают: достаточно принести продавцу сертификат, и его сумма автоматически будет вычтена из цены квартиры или дома. Но все не так просто. Вам нужно подготовить пакет документов для Пенсионного фонда, который будет решать, выделять или не выделять вам деньги. Будьте морально готовы к тому, что деньги вам перечислят только через несколько месяцев. Ведь даже в случае положительного решения у ПФР есть 2 месяца на перечисление средств, а до положительного решения могут быть еще отказы из-за неправильно оформленных документов. 

Готовим документы 
В любом случае вам потребуются паспорт, пенсионное свидетельство, сам материнский сертификат, а также нотариально заверенное обязательство, что объект недвижимости будет оформлен в равных долях на всех членов вашей семьи. Если вы строите или реконструируете дом, от вас потребуют документы на земельный участок. Это может быть не только свидетельство о собственности, но и, например, договор пожизненной аренды. Есть и другие варианты. Но в любом случае земля должна быть предназначена для жилого строительства. На сайте ПФР говорится о категории ИЖС. Но если у вас в свидетельстве о собственности написано "земли сельхозназначения с разрешенным дачным строительством", то не спешите расстраиваться. Проконсультируйтесь в Пенсионном фонде - как правило, такие документы тоже подходят. Также от вас потребуют разрешение на строительство. Но здесь есть тот же нюанс. Если в документе уже написано "с разрешенным дачным строительством", этого может оказаться достаточно. Но в каждом конкретном случае надо уточнять. Очень важный момент - договор с банком или строительной организацией. Все, что касается материнского капитала, должно быть прописано отдельной строкой с указанием точной суммы и на что она пойдет. Кредитные организации, которые работают с материнским капталом, как правило, в курсе всех юридических тонкостей, а вот подрядчик в этом вопросе разбираются слабо. Так что возьмите вопрос под свой контроль! 

Деньги на руки 
Если вы хотите самостоятельно построить или реконструировать жилье, вы можете рассчитывать на «живые» деньги, но не на все сразу. Сначала вам перечислят не более половины. И лишь через полгода – после предоставления нового пакета документов – оставшуюся часть средств. Учтите: если вы возьмете деньги на строительство или реконструкцию, а потом не представите подтверждение того, что большая часть работ уже произведена, вас могут обвинить в попытке обналичить материнский капитал. Так что не стоит тратить деньги на неотложные нужды в надежде на новые поступления. Здесь все строго: получил на жилье - потрать на жилье! 

Не забудьте про отчет 
Но вот положительное решение принято, деньги получены. Не забудьте отчитаться перед Пенсионным фондом. Помните по нотариально заверенное обязательство? В течение 6 месяцев после ввода жилья в эксплуатацию необходимо оформить право собственности на всех членов семьи в равных долях. Причем если за время строительства у вас появится еще один ребенок, то и на него. Немаловажный нюанс: если вы построили каркас дома, а, к примеру, коммуникации к нему не подвели, то дом еще не считается введенным в эксплуатацию. Таким образом вы получаете дополнительный люфт по времени. 

Вложить материнский капитал – задача не из легких. К сожалению, сотрудники, которые принимают документы, не всегда компетентны, поэтому риск ошибок остается. Но если все требования закона соблюдены, вопрос только во времени – если не с первого, то со второго раза все будет одобрено.