Перейти к объявлениям на irr.ru

Чего ждать от изменений законодательства в 2017 году?

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Акт предполагает множество изменений в процессе регистрации недвижимого имущества граждан и юридических лиц. Редакция IRR.ru изучила документ и узнала, чего ждать от грядущих изменений.

Процедура станет удобнее

Ряд положений нового закона значительно упростит регистрацию недвижимости. Изменения коснулись и самого процесса, и устройства системы, и внутренних правил.

Новый реестр 
Будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в который войдут данные, которые на сегодняшний момент содержатся в ЕГРП и кадастре недвижимости. Это позволит объединить процессы регистрации прав и кадастрового учета, а с 2017 года граждане смогут подавать 1 общее заявление на обе процедуры, что значительно сэкономит их время. По текущему законодательству необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных операций.

Сокращены крайние сроки
Со следующего года регистрация права будет осуществляться в течение 7 дней, постановка на кадастровый учет — не более 5 дней, а если заявление подано и регистрацию, и на постановку на учет — органы должны справиться за 10 дней. Сроки, действующие на сегодняшний день, в два раза дольше новых. Также можно будет быстрее получить выписку об объектах недвижимости. В 2017 году она будет выдаваться в течение 3-х дней. На данный момент это занимает 5 дней.

Без привязки к территории
С 1 января 2017 года документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. По действующему законодательству заявитель должен обращаться в соответствующий расположению недвижимости территориальный орган. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет отдать документы в ближайшие отделение в своем городе. Также подать заявление можно через многофункциональные центры.

Меньше бумажной волокиты
Новый закон упраздняет свидетельство о праве собственности. Теперь регистрация или переход прав на недвижимость подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом свидетельства, полученные до 2017 года, не теряют своей силы. Регистрация сделок по новым правилам подтверждается на самом документе регистрационной надписью. 

Высокая надежность
Базы данных ЕГРН будут храниться в электронном виде, а резервные копии обеспечат сохранность и защиту данных. Также новый реестр будет служить архивом для всех сведений, касающихся объектов недвижимости. По новому закону данные из него нельзя удалить и изъять. 

Меньше документов от юридических лиц
Согласно текущему законодательству, юридические лица в обязательном порядке при регистрации права предоставляют учредительные документы. Новый закон освобождает организации от этих действий, и с 1 января сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у ФНС. 

Ответственность исполнителей
В целях повышения эффективности работы сотрудников органов регистрации закон предусматривает установление ответственности должностных лиц за последствия их рабочих действий. Наказание следует за ошибки в документации, нарушения сроков и другие проступки, которые могут привести к ущербу заявителей. При этом убытки, понесенные гражданами вследствие ненадлежащих действий органов регистрации, будут полностью покрытии за счет государственной казны.

Уведомления от Росреестра
Со следующего года Росреестр будет в обязательном порядке оповещать владельцев имущества обо всех заявлениях на регистрацию права касательно их недвижимости. Это еще один способ уменьшить количество мошеннических махинаций.

Новые сложности 

Отправка почтой
По новым правилам при отправке документов почтой необходимо заверить у нотариуса весь пакет документов (сделки, доверенности), иначе заявление рассмотрено не будет. На данный момент достаточно нотариального заверения только для подписи гражданина на заявлении.

Могут не принять документы
Нынешний закон не предполагает условий, ограничивающих прием документов у граждан. Закон о государственной регистрации же закрепляет причину, по которой могут отказать в приеме документов. Это невозможность установить и подтвердить личность заявителя.

Отказ и приостановление госрегистрации
Согласно новому Федеральному закону перечень оснований для отказа и приостановления регистрации права, а также постановки на учет расширен до 51 пункта. На данный момент у органов есть лишь 7 поводов для отказа.

Кроме этого… 
Существует еще несколько новшеств, которые повлияли на систему регистрации и постановки на учет. Также закон о государственной недвижимости:

  • Утверждает перечень лиц, которые могут подавать заявления на учет и регистрацию;
  • Уточняет условия возвращения документов без рассмотрения (по большей части они относятся к неправильному заполнению документов);
  • Продлевает срок приостановления до 6 месяцев по заявлению гражданина;
  • Предполагает внесение данных в ЕГРН органами межведомственного взаимодействия (ФНС, ФМС, суды, нотариусы) о физических и юридических лицах без их участия.

Читайте также

Материнский капитал: вкладываем деньги в жилье

Правительство решило продлить программу материнского капитала до 2018 года. Это значит, что тысячи семей, у которых в ближайшее время появится второй ребенок, смогут рассчитывать почти на полмиллиона рублей от государства. Но речь идет не о «живых» деньгах. IRR.RU расскажет, как и во что можно вложить свой сертификат. 

Кому, сколько и когда? 
Для начала немного о самом сертификате. Для тех, кто не знает – его выдают за рождение или усыновление второго или последующих детей, но только один раз. Иными словами, если вы уже получили сертификат за второго ребенка, то на третьего вам его никто не даст. Сейчас материнский капитал составляет 453 тысячи рублей. Однако уже со следующего года эта цифра может вырасти до 480 тысяч. Материнский капитал можно использовать, когда ребенку, на которого он был получен, исполнится 3 года. У этого правила есть исключения, но о них – позже. Обналичить сертификат нельзя. Любые попытки это сделать считаются мошенничеством и караются по закону. 

На что можно потратить? 
Итак, материнский капитал можно потратить на: 

  • улучшение жилищных условий 
  • на образование детей 
  • на накопительную пенсию матери 
  • на социальную адаптацию детей-инвалидов (средства можно использовать сразу). 

Программа материнского капитала действует с 2007 года и все это время абсолютным лидером был первый способ использования сертификата. О том, как и во что можно вложить полученные средства, расскажем подробнее. В большинстве случаев материнский капитал на улучшение жилищных условий можно использовать лишь по истечении трехлетнего срока. Единственное исключение – погашение ипотечного кредита. Причем средствами материнского капитала можно гасить как основной долг, так и проценты по ипотеке. 

Жилищные перспективы 
Как еще можно улучшить жилищные условия? Можно реконструировать старое жилье с увеличением площади. Это особенно актуально для загородных домов. Можно купить квартиру – как на первичном, так и на вторичном рынке. Причем, если вы приобретаете жилье в кредит, то материнский капитал можно использовать как первоначальны взнос. Можно построить дом – самостоятельно или с привлечением подрядчика. А вот земельный участок на материнский капитал купить нельзя. 

Не все сразу 
Процедура получения средств материнского капитала довольно сложная. Некоторые думают: достаточно принести продавцу сертификат, и его сумма автоматически будет вычтена из цены квартиры или дома. Но все не так просто. Вам нужно подготовить пакет документов для Пенсионного фонда, который будет решать, выделять или не выделять вам деньги. Будьте морально готовы к тому, что деньги вам перечислят только через несколько месяцев. Ведь даже в случае положительного решения у ПФР есть 2 месяца на перечисление средств, а до положительного решения могут быть еще отказы из-за неправильно оформленных документов. 

Готовим документы 
В любом случае вам потребуются паспорт, пенсионное свидетельство, сам материнский сертификат, а также нотариально заверенное обязательство, что объект недвижимости будет оформлен в равных долях на всех членов вашей семьи. Если вы строите или реконструируете дом, от вас потребуют документы на земельный участок. Это может быть не только свидетельство о собственности, но и, например, договор пожизненной аренды. Есть и другие варианты. Но в любом случае земля должна быть предназначена для жилого строительства. На сайте ПФР говорится о категории ИЖС. Но если у вас в свидетельстве о собственности написано "земли сельхозназначения с разрешенным дачным строительством", то не спешите расстраиваться. Проконсультируйтесь в Пенсионном фонде - как правило, такие документы тоже подходят. Также от вас потребуют разрешение на строительство. Но здесь есть тот же нюанс. Если в документе уже написано "с разрешенным дачным строительством", этого может оказаться достаточно. Но в каждом конкретном случае надо уточнять. Очень важный момент - договор с банком или строительной организацией. Все, что касается материнского капитала, должно быть прописано отдельной строкой с указанием точной суммы и на что она пойдет. Кредитные организации, которые работают с материнским капталом, как правило, в курсе всех юридических тонкостей, а вот подрядчик в этом вопросе разбираются слабо. Так что возьмите вопрос под свой контроль! 

Деньги на руки 
Если вы хотите самостоятельно построить или реконструировать жилье, вы можете рассчитывать на «живые» деньги, но не на все сразу. Сначала вам перечислят не более половины. И лишь через полгода – после предоставления нового пакета документов – оставшуюся часть средств. Учтите: если вы возьмете деньги на строительство или реконструкцию, а потом не представите подтверждение того, что большая часть работ уже произведена, вас могут обвинить в попытке обналичить материнский капитал. Так что не стоит тратить деньги на неотложные нужды в надежде на новые поступления. Здесь все строго: получил на жилье - потрать на жилье! 

Не забудьте про отчет 
Но вот положительное решение принято, деньги получены. Не забудьте отчитаться перед Пенсионным фондом. Помните по нотариально заверенное обязательство? В течение 6 месяцев после ввода жилья в эксплуатацию необходимо оформить право собственности на всех членов семьи в равных долях. Причем если за время строительства у вас появится еще один ребенок, то и на него. Немаловажный нюанс: если вы построили каркас дома, а, к примеру, коммуникации к нему не подвели, то дом еще не считается введенным в эксплуатацию. Таким образом вы получаете дополнительный люфт по времени. 

Вложить материнский капитал – задача не из легких. К сожалению, сотрудники, которые принимают документы, не всегда компетентны, поэтому риск ошибок остается. Но если все требования закона соблюдены, вопрос только во времени – если не с первого, то со второго раза все будет одобрено.