Перейти к объявлениям на irr.ru

Что делать, если часто болеешь?

Людей, которые не болели бы вовсе – в природе ничтожно мало. Каждый из нас нет-нет, да и подхватит сезонную простуду, и это нормально. Особенно для жителей больших городов, которые вынуждены постоянно находиться в окружении огромного числа потенциальных бациллоносителей: в транспорте, на работе, в магазинах и так далее. Поэтому если вы болеете два, и даже три раза в год – причин для беспокойства нет, врачи считают это нормой. Если же простуда преследует вас шесть раз в год и более – вас можно отнести к категории «часто болеющих». А это – уже повод для беспокойства.

ВСЕ ДЕЛО – В ИММУНИТЕТЕ

После чего мы обычно простужаемся? Промочили ноги, оделись не по погоде и замерзли, посидели на сквозняке. Однако это – лишь повод для болезни. Причина в другом: переохлаждение вызывает временное снижение иммунитета.

Всем известно, что иммунитет – это биологический механизм, защищающий наш организм от вредоносного влияния «чужих»: вирусов, бактерий, грибков, паразитов, ядовитых веществ, чужеродных биологических тканей (к примеру, донорских), а также от собственных переродившихся  клеток.

Когда враждебные нам микроорганизмы попадают в организм (с воздухом, едой, напитками, через кожу и слизистые, через кровь и т. д.), иммунитет начинает вырабатывать фагоциты – особые клетки, уничтожающие «чужих». Этот процесс называют фагоцитозом. Еще одна составляющая иммунитета – это иммуноглобулины, белки крови, которые нейтрализующие всевозможные химически активные вещества.

Если же чужаки все же умудряются проникнуть внутрь наших клеток, в борьбу с ними включается специфический клеточный белок интерферон. Ну а повышение температуры во время болезни – это еще одна ступень защиты, ведь многие микроорганизмы при высокой температуре быстро погибают.

Помимо веществ и реакций собственного организма у нашего иммунитета есть и внешние помощники – это так называемый неспецифический иммунитет. Полезные бактерии-симбиониты, обитающие на коже, слизистых и в кишечнике, также эффективно борются с болезнетворными микроорганизмами.

В осенне-зимний период болезнетворные вирусы и бактерии постоянно нападают на нас, но обычно иммунитет с ними справляется. Однако если вы промокли и перемерзли, то, условно говоря, организм бросает все силы на то, чтобы вас согреть – и в этот момент болезнетворные микроорганизмы получают зеленый свет.

Впрочем, если ваш иммунитет достаточно силен – то, даже слегка переохладившись, вы не заболеете. Если же он изначально был ослаблен, то любой сквозняк будет снова и снова отправлять вас на больничный. 

В сельской местности «часто болеющих» взрослых практически не встречается. Несмотря на более суровые условия жизни, у людей, обитающих в деревнях, иммунитет крепче. Скорее всего, причина в том, что их образ жизни гораздо ближе к тому, который был изначально задуман для нас природой. Они много бывают на свежем воздухе, много двигаются, привыкли к холоду, едят свежие продукты, редко бывают в толпе и, как правило, придерживаются определенного режима дня.

А вот жители мегаполисов хорошим иммунитетом похвастаться не могут. Толпы людей, постоянные стрессы, плохая экология, неправильное питание, вредные привычки,  нездоровый образ жизни и даже центральное отопление подрывают защитные функции нашего организма.

ПРИЧИНЫ СНИЖЕННОГО ИММУНИТЕТА

1. Неблагополучная экология больших городов день за днем отравляет наш организм. Медики любят рассказывать истории о жителях глубинки, впервые прилетевших в столицу и отравившихся местным воздухом. И это – не пустые байки. Только лишь в выхлопных газах машин содержится до двухсот ядовитых веществ, многие из которых смертельно опасны для людей. Добавьте сюда испарения асфальта, промышленные выбросы и пары различных химических веществ, которых полно сегодня в наших домах: ДСП, различные виды пластика, поролон, пенопласт и так далее. Конечно, с рождения вдыхая эти «коктейли», мы к ним привыкаем – но это не значит, что они перестают вредить нашему здоровью. 

Отравленный городской воздух отлично готовит почву для частых простуд – он разъедает слизистую оболочку дыхательных путей и уничтожает обитающих там полезных бактерий, подрывая неспецифический иммунитет. Именно поэтому хронический насморк и кашель  являются настоящим бичом жителей мегаполиса.

2. Нездоровый образ жизни и вредные привычки усугубляют ситуацию. Самой опасной из них, безусловно, является курение. В сигаретном дыме содержится около четырех тысяч ядовитых веществ: мышьяк, фенолы, цианистый водород, полоний-210 и другие. Они иссушивают и разъедают слизистую дыхательных путей, и дарят любителям сигарет и трубок специфический «кашель курильщика». Не идет на пользу и переизбыток алкоголя: борьба с ним «отвлекает» и в конечном итоге ослабляет иммунитет.

Вейпы, которые изначально позиционировались как безвредная замена сигаретам, в итоге оказались еще более вредными: если смолы, содержащиеся в табаке, хоть и медленно, но все же выводятся из легких, то пропиленгликоль, глицерин, ароматизирующие вещества, формальдегид и другие канцерогенные вещества, содержащиеся в якобы «безвредном» паре, остаются в легких навсегда. В том числе – и у пассивных курильщиков.

3. Неправильное питание. И речь здесь идет не только о «нажористых химикалиях», в изобилии содержащихся в фастфуде, чипсах и дошираках, но и так называемом «здоровом питании», от которого многие врачи хватаются за голову. Обезжиренные продукты и всевозможные диеты наносят не меньший вред, чем фастфуд. Человеку необходимы животные жиры. Без них не вырабатывается очень важное вещество, которое отвечает за усвоение кислорода из воздуха и защищает легкие от внешней агрессии. Если человек на обезжиренной диете, а ещё хуже - вегетарианец, то все ОРЗ, вирусы и простуда – его. Плюс постоянная гипоксия, нехватка кислорода. Организму не хватает энергии, и он начинает страстно желать быстрых углеводов: сахара, газировки, белых булочек, фастфуда. Чем больше сладкого – тем больше токсинов. Организм сначала распределяет их по костям,  по суставам – отсюда огромное количество артрозов и прочих подобных проблем. Все это так сильно ослабляет организм, что иммунитет просто не справляется. Затем начинаются проблемы с почками, отёки, проблемы с репродуктивной функцией.

К тому же неправильное, чересчур обильное питание, особенно на ночь, часто приводит к рефлюкс-эзофагит – забросу содержимого желудка в пищевод. Желудочный сок разъедает нежную слизистую оболочку пищевода, и приводит к постоянному сухому кашлю.

4. Отсутствие физической нагрузки отражается не только на осанке. Страдает и иммунитет. Ведь наше тело рассчитано на почти непрерывное движение. Если же мышцы не работают – они начинают постепенно атрофироваться. Нарушается кровоток и лимфоток, сердце перегружается, а внутренние органы перестают получать достаточно питания. На органы дыхания это действует разрушительно: объем легких сокращается, бронхи становятся «рыхлыми» и легко пропускают внутрь вирусы и бактерии.

5. Стрессы и усталость. На работе – цейтнот и дедлайн, в транспорте нахамили, у ребенка проблемы с учительницей, вторая половина вечно всем недовольна. Жизнь в постоянном напряжении изматывает и буквально пожирает внутренние резервы организма. Добавьте к этому постоянный недосып – и вы получите «часто болеющего» человека. Кстати, частые простуды могут носить и  психосоматический характер: ведь когда болеешь, можно расслабиться и выспаться вволю, вот организм решает отправить вас на больничный.

6. Центральное отопление. Вот как ни странно, работающие батареи – большой друг простуд. Ведь они пересушивают воздух в квартирах. Комфортная для человека норма влажности – 60%-70%. При хорошо работающих батареях и редком проветривании она опускается до 20%. Слизистые пересыхают и не могут сопротивляться инфекции, а засохшие комочки слизи в дыхательных путях становятся отличной кормушкой для болезнетворных микроорганизмов и причиной затяжного изматывающего кашля. 

7. Трудовые подвиги. В старые времена в поликлиниках висел плакат: «Ходить на работу больным – не подвиг, а преступление». Сегодня во многих компаниях выходить на больничный считается дурным тоном и чуть ли не предательством. Поэтому в разгар сезона простуд офисы наполняются чихающими и кашляющими друг на друга сотрудниками. А кондиционеры исправно разносят заразу по всему зданию.

КАК МЕНЬШЕ БОЛЕТЬ?

Что делать, если, не успев выздороветь, вы снова заболеваете? Для начала медики рекомендуют пройти полное медицинское обследование, чтобы убедиться в том, что ваше снижение иммунитета не вызвано какими-либо скрытно протекающими опасными болезнями.

Если же в целом у врачей нет претензий к вашему организму, за исключением частых простуд, возникающих на фоне сниженного иммунитета, вас придется либо смириться с постоянным насморком, кашлем и прочими прелестями ОРВИ, либо существенно изменить свой образ жизни.

1. Перед началом сезона простуд пропейте витаминный комплекс и курс препаратов, способствующих активации иммунной защиты. Одна из групп таких препаратов – это препараты, которые активируют выработку собственных интерферонов. Однако это палка о двух концах. Заставляя клетки активнее вырабатывать интерферон, такие препараты их истощают, и рано или поздно интерферон, наоборот, падает.

Поэтому предпочтительнее вторая группа препаратов – на основе интерферона: «Виферон», «Реаферон», «Генферон» и тому подобное. Они повышают уровень интерферона в крови и укрепляют антивирусную защиту.

2. Если вокруг вас много простуженных людей – болеют родные, коллеги, соседи - имеет смысл принимать препараты, которые обладают прямой противовирусной активностью. Например, «Тамифлю». Также в качестве защиты от вирусов хорошо зарекомендовала себя старая-добрая оксолиновая мазь, которой можно промазывать внутри носа перед выходом из дома. А вот носить повязку, чтобы не заболеть, абсолютно бессмысленно. От микробов, витающих в воздухе, она не спасет. Повязка помогает только больным людям – надев ее, они становятся менее опасными для окружающих.

3. Заболели – сидите дома. Не надо подвигов! Конечно, потерянных денег жалко. И коллег подводить не хочется. Но заразив пол-офиса, вы подведете их еще сильнее. Но самое главное – ходя на работу, вы рискуете ослабить свой иммунитет еще больше, и в придачу в достаточно безобидному ОРВИ получить опасные осложнения. Например, гайморит, отит, ангину, воспаление легких, а то и вовсе миокардит – воспаление сердечной мышцы.  

4. Позаботьтесь о «погоде в доме»: купите увлажнитель воздуха и регулярно проветривайте квартиру. Если дома топят, как в бане, по возможности отрегулируйте батареи так, чтобы в спальне было не больше 22 градусов тепла.

5. Отдыхайте! Это касается и сна как такового, и просто отдыха – смены эмоций, прогулок, приятных занятий, хобби. Как ни печально, но режим дня нужен не только детям. Постарайтесь ложиться и вставать примерно в одно и то же время, и спать не менее 7 часов в сутки, ведь сон – это как раз то время, когда наш организм усиленно исправляет повреждения, нанесенные ему в течение дня.

6. Больше гуляйте на свежем воздухе. Даже если вы немного простужены, или, наоборот, выздоравливаете после болезни – оденьтесь потеплее, и идите на улицу. Поверьте, свежий воздух лечит нашу дыхательную систему гораздо лучше, чем любые таблетки. Строго сидеть дома нужно только тогда, когда в вас температура и сильная слабость.

7. Питайтесь правильно! Наиболее разумным и здоровым с точки зрения науки является разнообразное питание, с соблюдением баланса белков, жиров и углеводов, а также с обязательным включением сезонных продуктов из своей климатической зоны. По возможности избегайте больших промежутков между приемами пищи, иначе у вас возникнет интуитивное стремление съесть что-то сладкое и жирное. Поэтому лучше не дожидаться усиления чувства голода, питаться в соответствии со своими потребностями и вносить разнообразие в рацион, не ограничивая его как пищей с большим количеством «быстрых» углеводов, так и однообразной «здоровой» едой.

8. Дышите глубже! Для тех, кто часто простужается, очень полезны дыхательные упражнения, которые помогают натренировать легкие и бронхи. О видах дыхательной гимнастики мы уже подробно писали. Также будут полезны регулярные пробежки, посещение бассейна, поездки на каток, лыжные и велосипедные прогулки.

9. Эффективны и старые бабушкины методы. Если был эпизод переохлаждения, или контакт с зараженным вирусом человеком - пейте горячий чай с малиной, парьте ноги, ставьте горчичники или подышите над водяной баней с растворенной в воде таблеткой валидола. Эти способы позволяют активировать иммунитет за счет рефлекторного воздействия, улучшающего кровообращение в лимфоидных органах.

 

Читайте также

Велосипеды: история и вариации

Почему-то считается, что первыми велосипедами в истории были знаменитые «пенни-фартинг» - несуразные конструкции с высоченными передними и малюсенькими задними колесами, на которых, как кошки на заборе, восседали светские щеголи и дамы в пышных платьях. На самом деле, попытки крутить колеса ногами начались гораздо раньше.

ИЗОБРЕТАЯ ВЕЛОСИПЕД

Первый прообраз велосипеда начертил еще вездесущий Леонардо да Винчи. Уже в наше время по его чертежам собрали деревянную конструкцию – и она оказалась вполне пригодной для езды.

Про чертежи Леонардо долгое время не вспоминали, поэтому официальной точкой отсчета велосипедной истории считается 1817 год, когда знаменитый немецкий изобретатель, барон Карл фон Дрез создал свою «машину для бега». У него были почти все признаки современного велосипеда – руль, два колеса и соединяющая их рама и седло на ней. Не было лишь педалей: кататься на изобретении фон Дреза требовалось, отталкиваясь ногами от земли.

Приблизительно в 1839-1840 годах простой шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан  усовершенствовал изобретение фон Дреза, добавив к нему педали, которые толкали заднее колесо, с помощью металлических стержней-шатунов. К сожалению, изобретение шотландца не вышло за пределы его родных мест – мир узнал о нем, когда оно было уже неактуально.

Чуть позже приделать педали к «машине для бега» додумался француз Пьер Ларман. Его партнер, каретный инженер Пьер Мишо, додумался делать велосипедную раму не из дерева, а из металла. Название «велосипед» также впервые использовал Мишо. В 1863 году Ларман, Мишо и их «спонсоры»,  промышленники из Лиона братья Оливье, запустили серийное производство велосипедов.

В 1867 году механик Каупер изобрел тонкие и гибкие спицы для металлического колеса. Это изобретение существенно уменьшило вес колес, и позволило появиться на свет знаменитому «пенни-фартингу», прозванному так за то, что монетки пенни и фартинг так же отличались размерами, как и колеса этого велосипеда.

Несмотря на травмоопасность данной конструкции – падать было высоко и больно! – она стала очень популярной – ведь огромный диаметр ведущего переднего колеса позволял развивать довольно приличную скорость.

В 1878 году британский механик Лоусон добавил в конструкцию велосипеда цепную передачу, а уже в 1884 году его соотечественник Джон Кемп Старли создал конструкцию, ставшую прообразом современных велосипедов – с цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами. Эта модель, под названием Rover – «Бродяга», оказалась такой удачной, что с незначительными улучшениями выпускалась аж до 2005 года!

Развитие автомобилей на какое-то время превратило велосипед в игрушку для детей и спортсменов. Однако в конце ХХ века велосипед вернул себе позицию удобного и широко распространенного городского транспорта. За это время появилось множество модификаций велосипедов, разобраться в которых новичку не так-то просто.

ТИПЫ ВЕЛОСИПЕДОВ

Прежде, чем покупать велосипед, надо понять, для чего он вам нужен. Одно дело – экстремальные походы, и совсем другое – покатушки в парке с детьми. Начнем с самых распространенных:

Велосипеды для асфальта

Городской

Он же – citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Это – машины для поездок на работу, покатушек в парке, неспешных прогулок по городским улицам. На них комфортно в любую погоду и в любой одежде, даже в длинной юбке и очень широких брюках.

Они выпускаются в разных вариациях, но в всех городских моделей есть общие характеристики: они тяжелые, удобные, с широким седлом, багажником или корзинкой, передними и задними крыльями, защитой цепи, вертикальной или почти вертикальной посадкой. Такие велосипеды делают либо односкоростными, либо с планетарной втулкой.

Складной

Он же – Folding bike. В мегаполисах он пользуется еще большей популярностью, чем обычный городской велосипед – ведь по правилам в большинстве видов транспорта велосипеды можно провозить только в сложенном виде. К тому же, сложив велосипед, его можно взять с собой в офис или в гости, не оставляя на парковке.

Он легче, чем городской велосипед, его колеса меньше по диаметру – а значит, характеристики скорости, управляемости и комфорта чуть ниже. Но для недолгих прогулок он вполне подходит.

Гибрид

Он же – Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Эта модификация включает в себя лучшие черты горного, шоссейного и городского велосипеда: легкая и высокая рама, вилка с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake, а главное – несколько режимов скоростей, что делает езду на нем более легкой и быстрой. Благодаря умеренно агрессивному протектору, гибрид хорошо идет и по асфальту, и по грунту. Его можно дополнить крыльями и багажником, поменять спортивный руль-«баран» на более удобные «рога» и так далее.

Чоппер и круизер

Он же – растабайк. По конструкции это – обычные городские велосипеды. А вот их дизайн и посадка заставляют нас вспомнить о байкерах. Благодаря такой комфортной посадке и широченному седлу, на растабайке можно долго ездить, не уставая. Но вот для больших скоростей он не предназначен. Его стезя – прогулки, поездки по городу и на работу, велопарады.

Туринг

Он же – Touring, туристический велосипед. Довольно редкая и дорогая модификация, идеально подходящая для велотуризма по асфальтовым дорогам. Благодаря рулю-«барану», внешне туринг похож на шоссейный велосипед. Однако у него есть ряд особенностей: рама, сделанная из стали, алюминия, хромоля или титана; передний или задний багажник, рассчитанный на тяжелый груз; жесткая стальная вилка; прочные колеса; трансмиссия с внедорожным расчетом; отличная защита от грязи, сильный свет. Это несколько утяжеляет конструкцию, но в моделях, рассчитанных для дальних переходов, прочность важнее, чем вес.

Внедорожные велосипеды

Горный

Он же – MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер. Это – одна из самых популярных модификаций велосипеда, которая используется для езды по бездорожью. Впрочем, по идеально ровному шоссе он тоже идет отлично. Внешне горные велосипеды легко отличить: у них массивная прочная рама, широкие колёса, покрышки с очень рельефным протектором, амортизационная вилка, внушительное количество передач, ободные или дисковые тормоза.

По назначению этот горные велосипеды делятся на модели для даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри. Под каждую из этих задачи велосипед комплектуют по-своему.

Двухподвес

Разновидность горного велосипеда с амортизаторами не только на переднем, но и на заднем колесе. Поскольку задняя амортизация технически гораздо сложнее в исполнении, чем передняя – велосипеды этого типа являются одними из самых дорогих.

Фэтбайк

Фэтбайк – велосипед с толстыми покрышками шириной 3,5-5 дюймов, которые придают ему максимальную проходимость. Он легко идет по рыхлому песку, снегу, жидкой грязи. Это – оптимальная модификация для езды по бездорожью, распутице, для туризма по медвежьим углам, где нет дорог, а есть только направления.

Спортивные велосипеды

Шоссейный

Он же –  шоссер, roadbike, роудбайк, гоночный велосипед. Предназначен для шоссейных велогонок. Характерные особенности: максимально легкий вес, руль-«баран», узкие покрышки. Благодаря этому шоссейники отличаются отличной аэродинамикой и развивают скорость до 200 километров в час.

Главный их минус – неустойчивость. Эти велосипеды идут только по хорошему дорожному покрытию, и совершенно не предназначены для малейших неровностей.

Циклокросс

Он же – велокроссовый, циклокроссер. Создан для скоростных гонок по бездорожью. Внешне напоминает шоссейник, но при этом у него более надежная рама, зубастые покрышки, и, как правило, дисковые тормоза. Но главная особенность – очень легкий вес, ведь во время гонок по бездорожью циклокросс часто приходится тащить на себе.

На циклокросс без проблем устанавливаются крылья или багажник, и даже меняется руль – после чего велосипед становится вполне комфортным городским транспортом.

Триальный и BMX

Модели, предназначенные для триала и фристайла. Триалы легко узнаваемы: у них длинная, низкая и легкая рама, нет седла, длинный вынос и широкий руль. Задняя покрышка часто толще, чем передняя. Это дает возможность отменно балансировать на заднем колесе и делать сложнейшие трюки.

Модификации BMX отличаются низкой рамой и колесами шириной 20 дюймов. На оси прикрепляются специальные трубки-пеги. Конструкция BMX позволяет вращать руль как угодно – тросы при этом не путаются.

Трековый

Он же – Track bicycle. Предназначен для гонок на треке. У него нет трансмиссии, тормозов и свободного хода. Колеса крутятся только тогда, когда крутятся педали. Это самый легкий из всех видов велосипедов, но ездить на нем можно только на треках.

Разделочный

Этот вид велосипедов  создан для гонок с раздельным стартом и триатлона. Его главное качество – аэродинамичность. Узкие колеса, руль с лежаком, максимально обтекаемая рама.

Другие велосипеды

Женский

Женские модели учитывают особенности женской анатомии: у них меньше сокращено расстояние между седлом и рулем, иная форма рамы и более удобное для девушек седло.

Для женщин выпускаются горные, шоссейные, городские и многие другие виды велосипедов. Впрочем, большая часть дам катается на обычных велосипедах и не чувствует при этом никаких неудобств.

Грузовой

Эти велосипеды – чаще всего трехколесные, с большой корзиной сзади. Эти велосипеды постепенно набирают популярность – ведь они позволяют не только гулять, но и ездить за покупками. К тому же они весьма устойчивы

Электробайк

Велосипед с электромотором – настоящая находка для ленивых. Но неправильно было бы думать, что на таком велосипеде вообще не нужно напрягаться. Мотор лишь помогает крутить педали, так что поработать ножками все же придется. Впрочем, полностью переложить работу на мотор тоже можно – особенно при подъемах в горку.

Сегодня многие производители выпускают электробайки с разнообразным дизайном и запасом хода, позволяющим преодолевать несколько десятков километров.

Тандем

Велосипед для двоих. Рулит и переключает скорости передний ездок. Задний лишь крутит педали. Чаще всего тандемы используются в городских условиях и на шоссе, но ряд производителей выпускает и внедорожники.

Лигерад

Он же – лежачий велосипед. Бывает двух и трехколесным. Велосипедист лежит на специальном лежаке, что позволяет ему долгое время не уставать. Педали у него вынесены далеко вперед, а место традиционного руля сделаны рычаги, с помощью которых осуществляется поворот.