Перейти к объявлениям на irr.ru

Что делать, если за вами начали охотиться коллекторы?

Буквально лет 10 назад очень популярным стало потребительское кредитование: банки сами предлагали деньги буквально на все. Постепенно кредиты прочно вошли в жизнь рядового россиянина, а стабильная финансовая ситуация обеспечивала банкам отсутствие проблем с возвращением денежных средств. После кризиса 2014 г. начались повальные сокращения, снижение зарплат, процент невозвратов сильно возрос, а потому банки все чаще стали обращаться за помощью в коллекторские агентства, специализирующиеся на «выбивании долгов».

Что же делать, если в вашей жизни появились коллекторы? Какие их действия законны, а какие нет?

Как это работает?

Итак, самое главное – определить причину вторжения коллекторов в вашу жизнь. Если вы брали кредит, но полностью его погасили, то можете предоставить соответствующие документы и закрыть вопрос. Если это не помогло и давление продолжается, имеет смысл обратиться в полицию или в суд.

Продажа Загородной недвижимости / Дома

При наличии неоплаченных кредитов с просрочками избавиться от коллекторов будет сложнее, но на вашей стороне закон, четко регламентирующий их действия. Другими словами, есть правила игры, которые должны соблюдать все ее участники.

Существует две схемы работы коллекторских агентств с банками: оказание услуг за комиссионное вознаграждение и полный выкуп долга. О привлечении коллекторов банк обязан уведомить заемщика в течение 30 дней и получить от него согласие, иначе передача долга запрещена.

На что имеют право коллекторы:

  • звонить должникам и отправлять сообщения с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздничные дни, отправлять электронные письма;
  • установлена частота контактов: личная встреча – раз в неделю, телефонные звонки – не чаще 1 раза в сутки / 2 раз в неделю / 8 раз в месяц;
  • посещать должника, проводить с ним беседы о необходимости выплаты заемных средств;
  • подавать на заемщика в суд с целью получения судебного постановления, обычно это происходит спустя 3 месяца после начала «взаимодействия».

Перечень того, что коллекторам запрещено, намного шире:

  • угрозы и шантаж, грубость, хамство;
  • анонимность и скрытие телефонных номеров;
  • физическое насилие, порча имущества;
  • разглашение информации о долгах третьим лицам;
  • звонки и сообщения в ночное время;
  • групповое общение: с одним должником должен общаться один коллектор;
  • прием наличных средств у должника;
  • сбор информации о материальном положении и имуществе должника;
  • отъем имущества в счет долга – такое право есть только у судебных приставов, выполняющих постановление суда, но не у коллекторов, даже при наличии этого самого постановления.

Любой из перечисленных фактов – основание для заявления в полицию или в суд. Основание для обвинения – вымогательство, за которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы. Также коллекторы не имеют права беспокоить лиц, проходящих процедуру банкротства, находящихся в медицинских учреждениях, инвалидов I группы и несовершеннолетних.

Продажа Загородной недвижимости / Дома

Как общаться с коллекторами?

Если в ваш дом постучался коллектор, не стоит паниковать. В первую очередь с ним нужно познакомиться. Сотрудник агентства обязан назвать свои полные ФИО и организацию, от имени которой он выступает, предъявить удостоверение, заверенные копии свидетельства, Устава, выписки из ЕГРЮЛ агентства, а также документов, подтверждающих договор с банком о передаче долга или оказания коллекторских услуг. Только полный пакет этих документов – гарантия того, что к вам пришел не мошенник.

Сумму, называемую коллекторами, лучше проверить – запросить расчет задолженности, очень часто ее искусственно завышают.

Важно! Если по кредиту истек срок исковой давности, составляющий 3 года, ни банк, ни коллекторы не имеют права предъявлять претензии.

Общения с коллекторами избегать не стоит – это сыграет не в вашу пользу при передаче дела в суд. Будьте вежливы, если слышите угрозы и хамство – записывайте их на диктофон. Сообщения и звонки в ночное время фиксируйте, на домашний телефон – свидетельствуйте при помощи родственников. Если родственникам угрожают, пусть они напишут соответствующее заявление в полицию. Если о долге рассказали третьим лицам, обратитесь с жалобой в Центробанк на нарушение банковской тайны, в Роспотребнадзор – с жалобой и на банк, и на коллекторское агентство за нарушение норм закона о персональных данных. В каждой инстанции обязательно ставьте отметки о приеме заявлений.

Помните, что закон защищает вас от многих выдумок коллекторов, не стесняйтесь напоминать им об этом.

Читайте также

Кешбэк в банках: обзор предложений

Кешбэк проник не только в торговую, но и в банковскую сферу. Банки, подобно сервисам по возврату процентов от покупок, предоставляют эту опцию на своих условиях. Редакция IRR.ru расскажет, стоит ли пользоваться банковским кешбэком и что из этого есть на сегодняшнем рынке.

Что представляет собой кешбэк в банке

Карты с такой опцией предполагают, что у держателя есть возможность вернуть часть потраченных на покупки средств. Банк возвращает установленный процент от стоимости покупок в определенных категориях. Например, 10% от оплаты счетов в ресторанах.

Пользователи, расплачиваясь кредиткой, получают сумму накопленного кешбэка в конце периода. Таким образом стандартное средство оплаты превращается в инструмент экономии.

Особенности и условия

Проценты от покупок возвращают как на дебетовые, так и на кредитные карты. При этом у каждого банка, в зависимости от политики и договоренностей с партнерами, имеются специфические условия для такой услуги.

Обычно возврат денег предоставляют для нескольких категорий. Это могут быть траты в продуктовых магазинах, ресторанах, путешествиях, салонах красоты, расходы на топливо, спорттовары и др. Поэтому не стоит надеяться на процент от всей суммы месячных расходов.

Размер самих процентов к возврату обычно составляет 0,5-3%, однако при наличии договора с партнером кешбэк может достигать и 30%.

Также стоит обратить внимание, что банки устанавливают лимиты для общей суммы к возврату. Поэтому, если вы накопили кешбэка на 20 000 руб., а установленный банком лимит составляет 10 000 руб., то обратно придет именно 10 000 руб.

«Тинькофф»

Банк предлагает дебетовую карту Tinkoff Black. При этом можно вернуть:

1% — за покупки (кроме платежей через сайт и переводов на электронные кошельки);
5% — за оплату товаров и услуг из категорий, которые самостоятельно выбираются в интернет-банке;
до 30% — по спецпредложениям от партнеров банка. Максимальная сумма вознаграждения по Tinkoff Black составляет 3 000 руб.

Также у «Тинькофф» есть предложения по дебетовым и кредитным картам с небольшим кешбэком в 1-3% и бонусами за покупки на Ebay, Aliexpress, Lamoda, Ulmart, OneTwoTrip.

Например, карта с отметкой Ulmart предлагает:

2% — за покупки в Ulmart;
1,5% — за оплату покупок в ресторанах, аптеках и АЗС;
1% — за остальные траты.

«Альфа-Банк»

В банке есть возможность получить дебетовую или кредитную карту с кешбэком в размере 10% от оплаты на АЗС и 5% от оплаты по счетам в ресторанах и кафе.

Максимальный возврат в месяц по кредитной карте составит 3 000 руб., а по дебетовой — 5 000 руб. (при подключении пакета услуг «Максимум+»). При этом для получения кешбэка необходимо потратить за месяц не меньше 30 000 руб.

«Сбербанк»

Аналогом кешбэка в «Сбербанке» являются бонусы «Спасибо». Они начисляются за покупки, и в дальнейшем их можно потратить у партнеров банка. К ним относятся магазины одежды, точки общественного питания, развлекательные центры, заправки, аптеки, магазины детских товаров, авиа- и ж/д кассы, операторы связи, такси и т.д.

Сейчас действует предложение «Карта с большими бонусами», на которую начисляется больший бонус, чем при стандартных предложениях.

Можно получить:

10% — за оплату топлива и поездки на Gett и Яндекс.Такси;
5% — при оплате в кафе и ресторанах;
1,5% — за покупки в супермаркетах;
За остальные траты возвращают 0,5%. Стоимость годового обслуживания такой карты составляет 4 900 руб.

Стоит ли брать карту с кешбэком

Заводить карту с такой опцией имеет смысл, если есть одна или несколько активных статей расходов, на которые ежемесячно тратится немаленькая сумма денег.

Чтобы не прогадать, сравните возможную выгоду со стоимостью годового обслуживания. Для примера рассчитаем целесообразность выпуска «Карты с большими бонусами» от «Сбербанка».

Годовая стоимость обслуживания обходится в 4 900 руб. Предположим, пользователь ежемесячно тратит на транспортные расходы 8 000 руб., на походы в кафе — 5 000 руб., на покупки в супермаркетах — 10 000 руб.

Годовой кешбэк с такими расходами составит 14 400 руб. Таким образом, выгода за вычетом стоимости обслуживания составит 9 500 руб. В этом случае взять карту целесообразно, так как выгода превышает цену обслуживания.

Однако если расходы пользователя не обеспечивают сумму годового обслуживания, брать кешбэк-карту бессмысленно.