Перейти к объявлениям на irr.ru

День работников ГАИ – история праздника

3 июля 2019 года Госавтоинспекции исполняется 83 года. Однако официально этот праздник в России отмечается всего 10 лет – праздничную дату утвердил в  2009 году министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

В начале славных дел

История специальной службы, следящей за безопасностью на дорогах, началась 3 июля 1936 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». К тому моменту количество автомобилей в крупных городах нашей страны уже было достаточным для того, чтобы начали возникать проблемы на дорогах: аварии, угоны, наезды на пешеходов и даже автомобильные заторы.

С этим пора было что-то делать. Одновременно с созданием ГАИ были приняты первые советские Правила дорожного движения, которые гласили: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу».

В первом составе ГАИ было всего 57 человек, разбитых на 7 отделений. Задачей новой структуры, входящей в состав НКВД, стала борьба с авариями, разработка технических параметров эксплуатации автомобильного транспорта, подготовка водителей, регистрация транспортных средств и контроль за соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

Благодаря самоотверженной работе первых автоинспекторов число  ДТП и пострадавших в них людей вскоре пошло на убыль. На дорогах начал устанавливаться долгожданный порядок.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу Госавтоинспекции. Около четверти инспекторов были мобилизованы, остальные при первой же возможности старались отказаться от брони и уйти на фронт.

На фронте многие инспектора продолжали «работать по профилю». Занимались мобилизацией автомобилей для фронта, готовили фронтовых шоферов, следили за техническим состоянием автотранспорта, регулировали дорожное движение в прифронтовой полосе. Особую роль сыграли сотрудники службы ОРУД-ГАИ в работе Дороги Жизни, которая обеспечивала хлебом блокадный Ленинград. Удивительный профессионализм и самоотверженность дорожной милиции обеспечивали ее бесперебойную работу даже в самые тяжелые дни блокады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 года орденами и медалями были награждены многие сотрудники ГАИ.

В тылу на место ушедших на войну мужчин вставали женщины. Во многих военных фильмах и на картинах мы видим тоненькие фигурки девушек-постовых, успешно регулирующих движение автомобилей, а иногда – и танков. 

Даже в тяжелые военные годы Госавтоинспекция продолжала работу по усовершенствованию организации дорожного движения. 1 сентября 1944 года Мосгорисполком принял новые Правила уличного движения, а в марте 1945 года в столице  началась работа «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

После войны Госавтоинспекция активно участвовала в восстановлении разоренной войной страны. Именно в те годы были заложены прогрессивные для того времени правовые основы безопасности дорожного движения, разработаны технические регламенты,  механизмы учета дорожных происшествий и правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка Советского Союза. Тогда же был создан Устав патрульно-постовой службы, актуальный и в наши дни.

В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Следующее десятилетие стало периодом окончательного становления и развития ГАИ СССР. Были утверждены единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», которые в полной мере учитывали международные нормы.

В 1960-х также были утверждены единые бланки водительских прав, технических паспортов и номерных знаков для автобусов, автомобилей и мотоциклов. На всей территории страны начали действовать общие нормы регистрации и учета автотранспорта, правила проведения техосмотров, механизмы учета ДТП, порядок получения водительских прав для управления различными категориями автотранспорта.

В 1969 году были прописаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие прямыми предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

От ГАИ к ГИБДД и обратно

Начавшийся после развала СССР политический кризис приостановил развитие Госавтоинспекции и привел к сокращению всех служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В 1990-х служба инспекторов ГАИ была по-настоящему опасной – причем не только поблизости от «горячих точек», но и на улицах их родных городов, где в любой момент можно было попасть в эпицентр очередной бандитской разборки. Из-за криминальной ситуации на дорогах многие сотрудники Госавтоинспекции погибали при несении службы.

Распад существовавшей в Советском Союзе государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения сделал неизбежным переход на новые методы управления. Началась выработка новых механизмов работы ГАИ и разработка новой правовой базы.

Активная нормативно-правовая деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения продолжалась до 1996 года. За это время были введены новые паспорта ТС и свидетельства о регистрации ТС, новые типы водительских прав, новые Правила дорожного движения и регистрационные знаки современного образца.

К 1997 году ГАИ окончательно утвердилось в своем актуальном правовом статусе. Главными задачами Государственной автоинспекции стали обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка, а также борьба с преступностью.

Однако ситуация на дорогах оставалась сложной – отчасти из-за низкой культуры поведения на дорогах, а отчасти – из-за всеобщей «автомобилизацией» россиян, которые благодаря дешевым автокредитам получили возможность без проблем покупать «железных коней». Старая дорожная сеть не справлялась с многократно возросшей нагрузкой. Число ДПТ выросло в разы и стало острой социально-политической проблемой.

К тому же из-за значительной коррупции в силовых структурах образовался кризис доверия россиян к сотрудникам всех правоохранительных органов, в том числе – и к сотрудникам ГАИ. Стало ясно, что службе необходимы глубокие реформы.

Их первый этап произошел в 1998-2000 годах. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» статус Госавтоинспекции был повышен до уровня министерств и ведомств, благодаря чему было усилено ее влияние и поднят ее престиж. Начался новый этап в работе этой службы, целью которого стало повышение безопасности на дорогах и создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере дорожного движения.

Тогда же ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Однако это название не прижилось, и в 2002 году указом президента России  названия  ГИБДД и ГАИ были признаны равнозначными.

Еще через семь лет, 3 июля 2009 года, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев подписал приказ об официальном праздновании Дня ГАИ.

Этот день не является выходным, однако все сотрудники Госавтоинспекции традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Отмечается он и на государственном уровне: отличившихся автоинспекторов в этот день награждают грамотами, медалями, повышением в должностях и званиях, а также ценными подарками. В разных городах проводятся праздничные концерты с участием звезд эстрады.

 

Читайте также







Загрузка