Перейти к объявлениям на irr.ru

День работников ГАИ – история праздника

3 июля 2019 года Госавтоинспекции исполняется 83 года. Однако официально этот праздник в России отмечается всего 10 лет – праздничную дату утвердил в  2009 году министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

В начале славных дел

История специальной службы, следящей за безопасностью на дорогах, началась 3 июля 1936 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». К тому моменту количество автомобилей в крупных городах нашей страны уже было достаточным для того, чтобы начали возникать проблемы на дорогах: аварии, угоны, наезды на пешеходов и даже автомобильные заторы.

С этим пора было что-то делать. Одновременно с созданием ГАИ были приняты первые советские Правила дорожного движения, которые гласили: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу».

В первом составе ГАИ было всего 57 человек, разбитых на 7 отделений. Задачей новой структуры, входящей в состав НКВД, стала борьба с авариями, разработка технических параметров эксплуатации автомобильного транспорта, подготовка водителей, регистрация транспортных средств и контроль за соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

Благодаря самоотверженной работе первых автоинспекторов число  ДТП и пострадавших в них людей вскоре пошло на убыль. На дорогах начал устанавливаться долгожданный порядок.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу Госавтоинспекции. Около четверти инспекторов были мобилизованы, остальные при первой же возможности старались отказаться от брони и уйти на фронт.

На фронте многие инспектора продолжали «работать по профилю». Занимались мобилизацией автомобилей для фронта, готовили фронтовых шоферов, следили за техническим состоянием автотранспорта, регулировали дорожное движение в прифронтовой полосе. Особую роль сыграли сотрудники службы ОРУД-ГАИ в работе Дороги Жизни, которая обеспечивала хлебом блокадный Ленинград. Удивительный профессионализм и самоотверженность дорожной милиции обеспечивали ее бесперебойную работу даже в самые тяжелые дни блокады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 года орденами и медалями были награждены многие сотрудники ГАИ.

В тылу на место ушедших на войну мужчин вставали женщины. Во многих военных фильмах и на картинах мы видим тоненькие фигурки девушек-постовых, успешно регулирующих движение автомобилей, а иногда – и танков. 

Даже в тяжелые военные годы Госавтоинспекция продолжала работу по усовершенствованию организации дорожного движения. 1 сентября 1944 года Мосгорисполком принял новые Правила уличного движения, а в марте 1945 года в столице  началась работа «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

После войны Госавтоинспекция активно участвовала в восстановлении разоренной войной страны. Именно в те годы были заложены прогрессивные для того времени правовые основы безопасности дорожного движения, разработаны технические регламенты,  механизмы учета дорожных происшествий и правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка Советского Союза. Тогда же был создан Устав патрульно-постовой службы, актуальный и в наши дни.

В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Следующее десятилетие стало периодом окончательного становления и развития ГАИ СССР. Были утверждены единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», которые в полной мере учитывали международные нормы.

В 1960-х также были утверждены единые бланки водительских прав, технических паспортов и номерных знаков для автобусов, автомобилей и мотоциклов. На всей территории страны начали действовать общие нормы регистрации и учета автотранспорта, правила проведения техосмотров, механизмы учета ДТП, порядок получения водительских прав для управления различными категориями автотранспорта.

В 1969 году были прописаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие прямыми предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

От ГАИ к ГИБДД и обратно

Начавшийся после развала СССР политический кризис приостановил развитие Госавтоинспекции и привел к сокращению всех служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В 1990-х служба инспекторов ГАИ была по-настоящему опасной – причем не только поблизости от «горячих точек», но и на улицах их родных городов, где в любой момент можно было попасть в эпицентр очередной бандитской разборки. Из-за криминальной ситуации на дорогах многие сотрудники Госавтоинспекции погибали при несении службы.

Распад существовавшей в Советском Союзе государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения сделал неизбежным переход на новые методы управления. Началась выработка новых механизмов работы ГАИ и разработка новой правовой базы.

Активная нормативно-правовая деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения продолжалась до 1996 года. За это время были введены новые паспорта ТС и свидетельства о регистрации ТС, новые типы водительских прав, новые Правила дорожного движения и регистрационные знаки современного образца.

К 1997 году ГАИ окончательно утвердилось в своем актуальном правовом статусе. Главными задачами Государственной автоинспекции стали обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка, а также борьба с преступностью.

Однако ситуация на дорогах оставалась сложной – отчасти из-за низкой культуры поведения на дорогах, а отчасти – из-за всеобщей «автомобилизацией» россиян, которые благодаря дешевым автокредитам получили возможность без проблем покупать «железных коней». Старая дорожная сеть не справлялась с многократно возросшей нагрузкой. Число ДПТ выросло в разы и стало острой социально-политической проблемой.

К тому же из-за значительной коррупции в силовых структурах образовался кризис доверия россиян к сотрудникам всех правоохранительных органов, в том числе – и к сотрудникам ГАИ. Стало ясно, что службе необходимы глубокие реформы.

Их первый этап произошел в 1998-2000 годах. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» статус Госавтоинспекции был повышен до уровня министерств и ведомств, благодаря чему было усилено ее влияние и поднят ее престиж. Начался новый этап в работе этой службы, целью которого стало повышение безопасности на дорогах и создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере дорожного движения.

Тогда же ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Однако это название не прижилось, и в 2002 году указом президента России  названия  ГИБДД и ГАИ были признаны равнозначными.

Еще через семь лет, 3 июля 2009 года, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев подписал приказ об официальном праздновании Дня ГАИ.

Этот день не является выходным, однако все сотрудники Госавтоинспекции традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Отмечается он и на государственном уровне: отличившихся автоинспекторов в этот день награждают грамотами, медалями, повышением в должностях и званиях, а также ценными подарками. В разных городах проводятся праздничные концерты с участием звезд эстрады.

 

Читайте также

День Победы: история праздника

День Победы недаром называют «праздником со слезами на глазах». Нет в мировой истории более величественной – и, одновременно, более грустной даты. В этот день мы не только радуемся Великой Победе и прославляем победителей, но и скорбим о тех, кто остался на полях сражений. Вторая Мировая война по разным данным унесла от 50 до 80 миллионов человеческих жизней, причем впервые жертв среди мирного населения было едва ли не больше, чем среди военных.

События тех страшных лет коснулись каждой семьи – поэтому нет в России более народного праздника, чем День Победы. Каждый год в начале мая каждый из нас, независимо от национальности и социального статуса, с благодарностью вспоминает подвиг своих отцов, дедов и прадедов и с ужасом думает от тех испытаниях и бедах, которые выпали на их долю.

Начало войны

Вторая мировая война, ставшая самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества, официально началась 1 сентября 1939 года, когда войска гитлеровской Германии оккупировали Польшу. Однако еще годом раньше, 12-13 марта 1938 года Германия беспрепятственно осуществила аншлюс - присоединила к себе Австрию, мотивировав это «воссоединением немецкой нации», а 15 марта 1939 года – оккупировала Чехию.

Основными союзниками Третьего Рейха в этой войне были Япония, Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия, Хорватия и Болгария. Поддерживали Гитлера также фашистские режимы Испании и Португалии. Все остальные страны континентальной Европы, за исключением нейтральных Швеции и Швейцарии, военная машина Вермахта раскатала по бревнышку всего за год.

22 июня 1941 года, несмотря на союзнические обязательства, Германия без объявления войны напала на СССР. Специальный план «Барбаросса» подразумевал блицкриг – захват Советского Союза в кратчайшие сроки.

Наша страна к войне оказалась не готова. Войска на приграничных территориях  стояли в летних лагерях. Большая часть советских самолетов погибла в первые часы войны, даже не взлетев в воздух. Крупные города европейской части СССР подверглись бомбардировкам вражеской авиации. Среди мирного населения то и дело вспыхивала паника.

Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в Советском Союзе после обращения Юрия Левитана 22 июня 1941 года:

«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Этапы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 - 18 ноября 1942

Войска Вермахта быстро продвигались вглубь нашей страны. Буквально за несколько недель захватили Литву, Латвию, Украину, Эстонию, Белоруссию и Молдавию. В планах гитлеровцев были захват Ленинграда, Ростова-на-Дону, Новгорода и других крупных городов. Однако самой их главной целью была Москва.

Но постепенно советское командование сумело мобилизовать все резервы и в какой-то момент блицкриг был остановлен. Немцы так и не смогли взять Ленинград, 5 декабря 1941 года были отброшены от Москвы, завязли на остальных участках фронта. Плану «Барбаросса» не суждено было сбыться.

19 ноября 1942 – 1943

В течение следующего года бои шли с переменным успехом. Линия фронта на разных участках сдвигалась то на восток, то обратно на запад. Тем временем СССР продолжал наращивать военную мощь, разрабатывались и срочно внедрялись в производство  новые виды вооружения. На Победу в буквальном смысле слова работала вся страна.

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск. Ценой неимоверных усилий Красной Армии удалось отодвинуть границу фронта к западу. Центральным сражением этого периода стала Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943). Фашисты планировали захватить Сталинград, большую излучину Дона и волгодонский перешеек. Если бы им это удалось – они смогли бы заблокировать транспортное сообщение между центральной частью Советского Союза и Северным Кавказом и создать плацдарм для дальнейшего наступления.

В ходе Сталинградской битвы советские войска уничтожили более 50 армий, корпусов и дивизий противника, около 2 тысяч танков, 3 тысяч самолетов и 70 тысяч автомобилей. Победа СССР в этой битве стала решающей в той великой войне.

Решающими событиями летне-осенней кампании 1943 года стали битва на Курской дуге и битва за Днепр. Таким образом, нашим войскам удалось отодвинуть линию фронта еще на 500—1300 км к западу.

Тем временем, наши осторожные союзники – Британия и США - осознали, что шансы СССР на победу более чем высоки, а значит – пора присоединяться к потенциальным победителям. На Тегеранской конференции, завершившейся 1 декабря 1943 года лидеры трех союзных государств Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились об открытии второго фронта.

1943 – 9 мая 1945

Из обороны Красная Армия постепенно перешла в наступление, продвигаясь в сторону границ СССР. В ходе нескольких кампаний наши войска уничтожили крупные войсковые соединения противника, сняли блокаду Ленинграда, освободили Крым, Правобережную Украину, Белоруссию, Молдавию, республики Прибалтики. К 7 ноября 1944 года территория нашей страны была окончательно освобождена от оккупантов.

Красная Армия продолжала двигаться дальше, освобождая захваченные фашистами страны. К концу апреля 1945 года наши войска вплотную подошли к Берлину. Это был последний очаг жесточайшего сопротивления оставшихся сил Вермахта. Несмотря на тяжелейшие бои, 2 мая красноармейцы Мелитон Кантария и Михаил Егоров воодрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы.  К 15 часам того же дня остатки немецкой армии сложили оружие. Берлин капитулировал.

А в 22 часа 43 минуты 8 мая, или же в 00 часов 43 минуты 9 мая по московскому времени  был подписан Акт о полной капитуляции Германии. Великая Отечественная война закончилась полной победой СССР.

А вот Вторая Мировая – еще продолжалась. Одолеть Японию удалось только 2 сентября 1945 года.

История праздника

Утром 9 мая 1945 года Сталин пописал Указ Главнокомандующего, который провозгласил  9 мая Днем Победы. А вечером над всеми крупными городами СССР взметнулся в небо праздничный салют. Люди высыпали на улицы и со слезами на глазах поздравляли друг друга с окончанием этой страшной войны. Пожалуй, нам сегодня сложно представить себе, насколько счастливы они были. 

24 июня в Москве прошел парад Победы, во время которого к подножью Мавзолея было брошено 200 знамён и штандартов разгромленных немецких подразделений. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, а принимал его не Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, а его заместитель, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. По неподтвержденным данным, это произошло в связи с тем, что Сталин так и не смог научиться ездить верхом, как было положено по протоколу.

Торжественное празднование 9 мая продолжалось только три года. А в 1948 году праздник по неясным причинам был отменен. 9 мая стало обычным рабочим днем, хоть и отмечался салютами из артиллерийских орудий. Отмену праздника объясняют двояко. Ряд историков утверждает, что Сталину показалось неправильным торжественно отмечать скорбную, в общем-то дату. Другие говорят о том, что Сталин ревновал к маршалу Жукову, ставшему в глазах народа главным героем Дня Победы.

Восстановил традицию торжественного празднования 9 мая генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. По его указу с 1965 года этот день снова стал выходным, вернулась традиция военных парадов и торжественных мероприятий.

Традиции праздника

Сегодня День Победы – один из самых грандиозных праздников России. Торжества проходят во всех городах страны. Открывает праздник торжественный парад на Красной площади. Проходят военные парады и в других городах.

На улицах играет музыка военных лет, люди выходят на улицы, чтобы возложить цветы к памятникам и солдатским могилам, а также поздравить ветеранов, которых, к сожалению, остается все меньше и меньше. Для них 9 мая – не только праздник, но и день скорби, когда они воспоминают погибших друзей.

Еще одна красивая традиция последних лет – это шествие Бессмертный полк, во время которой миллионы людей проносят по улицам города фотографии своих родных – фронтовиков. Это молодая традиция сегодня получила признание во многих  странах мира.

Завершается праздник торжественным воинским салютом. Когда в небо взлетают разноцветные огни, поневоле чувствуешь связь времен, думая о том, что четверть века назад наши родные, пережившие страшные испытания, точно также смотрели на небо и радовались, что война уже позади.