Перейти к объявлениям на irr.ru

День работников ГАИ – история праздника

3 июля 2019 года Госавтоинспекции исполняется 83 года. Однако официально этот праздник в России отмечается всего 10 лет – праздничную дату утвердил в  2009 году министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

В начале славных дел

История специальной службы, следящей за безопасностью на дорогах, началась 3 июля 1936 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». К тому моменту количество автомобилей в крупных городах нашей страны уже было достаточным для того, чтобы начали возникать проблемы на дорогах: аварии, угоны, наезды на пешеходов и даже автомобильные заторы.

С этим пора было что-то делать. Одновременно с созданием ГАИ были приняты первые советские Правила дорожного движения, которые гласили: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу».

В первом составе ГАИ было всего 57 человек, разбитых на 7 отделений. Задачей новой структуры, входящей в состав НКВД, стала борьба с авариями, разработка технических параметров эксплуатации автомобильного транспорта, подготовка водителей, регистрация транспортных средств и контроль за соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

Благодаря самоотверженной работе первых автоинспекторов число  ДТП и пострадавших в них людей вскоре пошло на убыль. На дорогах начал устанавливаться долгожданный порядок.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу Госавтоинспекции. Около четверти инспекторов были мобилизованы, остальные при первой же возможности старались отказаться от брони и уйти на фронт.

На фронте многие инспектора продолжали «работать по профилю». Занимались мобилизацией автомобилей для фронта, готовили фронтовых шоферов, следили за техническим состоянием автотранспорта, регулировали дорожное движение в прифронтовой полосе. Особую роль сыграли сотрудники службы ОРУД-ГАИ в работе Дороги Жизни, которая обеспечивала хлебом блокадный Ленинград. Удивительный профессионализм и самоотверженность дорожной милиции обеспечивали ее бесперебойную работу даже в самые тяжелые дни блокады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 года орденами и медалями были награждены многие сотрудники ГАИ.

В тылу на место ушедших на войну мужчин вставали женщины. Во многих военных фильмах и на картинах мы видим тоненькие фигурки девушек-постовых, успешно регулирующих движение автомобилей, а иногда – и танков. 

Даже в тяжелые военные годы Госавтоинспекция продолжала работу по усовершенствованию организации дорожного движения. 1 сентября 1944 года Мосгорисполком принял новые Правила уличного движения, а в марте 1945 года в столице  началась работа «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

После войны Госавтоинспекция активно участвовала в восстановлении разоренной войной страны. Именно в те годы были заложены прогрессивные для того времени правовые основы безопасности дорожного движения, разработаны технические регламенты,  механизмы учета дорожных происшествий и правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка Советского Союза. Тогда же был создан Устав патрульно-постовой службы, актуальный и в наши дни.

В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Следующее десятилетие стало периодом окончательного становления и развития ГАИ СССР. Были утверждены единые для всей страны «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», которые в полной мере учитывали международные нормы.

В 1960-х также были утверждены единые бланки водительских прав, технических паспортов и номерных знаков для автобусов, автомобилей и мотоциклов. На всей территории страны начали действовать общие нормы регистрации и учета автотранспорта, правила проведения техосмотров, механизмы учета ДТП, порядок получения водительских прав для управления различными категориями автотранспорта.

В 1969 году были прописаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие прямыми предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

От ГАИ к ГИБДД и обратно

Начавшийся после развала СССР политический кризис приостановил развитие Госавтоинспекции и привел к сокращению всех служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В 1990-х служба инспекторов ГАИ была по-настоящему опасной – причем не только поблизости от «горячих точек», но и на улицах их родных городов, где в любой момент можно было попасть в эпицентр очередной бандитской разборки. Из-за криминальной ситуации на дорогах многие сотрудники Госавтоинспекции погибали при несении службы.

Распад существовавшей в Советском Союзе государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения сделал неизбежным переход на новые методы управления. Началась выработка новых механизмов работы ГАИ и разработка новой правовой базы.

Активная нормативно-правовая деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения продолжалась до 1996 года. За это время были введены новые паспорта ТС и свидетельства о регистрации ТС, новые типы водительских прав, новые Правила дорожного движения и регистрационные знаки современного образца.

К 1997 году ГАИ окончательно утвердилось в своем актуальном правовом статусе. Главными задачами Государственной автоинспекции стали обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка, а также борьба с преступностью.

Однако ситуация на дорогах оставалась сложной – отчасти из-за низкой культуры поведения на дорогах, а отчасти – из-за всеобщей «автомобилизацией» россиян, которые благодаря дешевым автокредитам получили возможность без проблем покупать «железных коней». Старая дорожная сеть не справлялась с многократно возросшей нагрузкой. Число ДПТ выросло в разы и стало острой социально-политической проблемой.

К тому же из-за значительной коррупции в силовых структурах образовался кризис доверия россиян к сотрудникам всех правоохранительных органов, в том числе – и к сотрудникам ГАИ. Стало ясно, что службе необходимы глубокие реформы.

Их первый этап произошел в 1998-2000 годах. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» статус Госавтоинспекции был повышен до уровня министерств и ведомств, благодаря чему было усилено ее влияние и поднят ее престиж. Начался новый этап в работе этой службы, целью которого стало повышение безопасности на дорогах и создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере дорожного движения.

Тогда же ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Однако это название не прижилось, и в 2002 году указом президента России  названия  ГИБДД и ГАИ были признаны равнозначными.

Еще через семь лет, 3 июля 2009 года, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев подписал приказ об официальном праздновании Дня ГАИ.

Этот день не является выходным, однако все сотрудники Госавтоинспекции традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Отмечается он и на государственном уровне: отличившихся автоинспекторов в этот день награждают грамотами, медалями, повышением в должностях и званиях, а также ценными подарками. В разных городах проводятся праздничные концерты с участием звезд эстрады.

 

Читайте также

1 мая: история праздника

Первомай любят все. Долгие выходные, первое долгожданное тепло, прогулки по городу, выезды на природу. И мало кто вспоминает – а за что эти дни сделали выходными? Что празднуем-то?

Старшее поколение еще помнит название: День международной солидарности трудящихся. Молодежь называет просто – первые майские. А ведь у этого праздника – богатая и далеко не всегда счастливая история.

История праздника

История этого праздника началась 1 мая 1886 года в Чикаго. В этот день началась забастовка 40 тысяч рабочих, возмущенных тяжелейшими условиями труда. В ту пору рабочий день длился 15, а то и 16 часов, а про больничные, отпуска и пенсии люди и вовсе не слышали. Рабочие Чикаго потребовали сокращения рабочего дня до восьми часов, ограничений детского труда и хоть каких-то социальных гарантий. 

Разумеется, владельцы заводов не хотели сдавать позиции. Полторы тысячи наиболее активных забастовщиков были уволены. В ответ рабочие продолжили бастовать. Американские власти завезли на простаивающие заводы штрейкбрехеров. Возмущенные рабочие устроили митинг, который был жестко подавлен полицией. В итоге несколько десятков человек были убиты, сотни ранены. Власти разогнали рабочих, арестовали несколько сотен человек, а восемь зачинщиков беспорядков были приговорены к повешению.

Однако, перефразируя Пушкина, «из искры возгорелось пламя» и 1 мая с этого момента стало днем, когда рабочие традиционно устраивали митинги, забастовки и демонстрации. А спустя три десятилетия, в 1889 году, в память о погибших в Чикаго парижский Конгресс II-го Интернационала постановил отмечать 1 мая Всемирный День солидарности трудящихся.

Первомай в России

На территории Российской империи Первомай впервые был отмечен в 1890 году, когда в Варшаве прошла стачка с участием 10 тысяч польских рабочих. Этот пример вдохновил их товарищей по классу на всей территории Российской империи. И с тех пор русские рабочие регулярно устраивали первомайские акции протеста, число которых год от года нарастало, как снежный ком. Первые годы маевки носили исключительно социальный характер: рабочие требовали уменьшения рабочего дня, социальных гарантий, повышения оплаты труда и тому подобное. Но лодку под названием Российская империя все больше раскачивали представители политических партий. Поэтому уже в 1897 году праздник приобрел политическую окраску, и наравне с социальными лозунгами зазвучали политические: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», «Свобода, равенство, братство!» и так далее.

К 1912 году число рабочих, принимавших участие в маевках, достигало 400 тысяч. А во время последнего дореволюционного Первомая уже несколько миллионов рабочих вышло на улицы, требуя свержения царской власти. После февральской революции 1917 года Первомай стал официальным праздников, а митинги и манифестации стали проводиться открыто.

В Советской России 1 мая поначалу называли «днем Интернационала», а потом переименовали «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая». Этот день был назначен одним из двух главных государственных праздников – наравне с годовщиной революции, которую отмечали 7 ноября.

Отмечать Первмай полагалось всем жителям молодой Страны Советов. Уже в 1918 году этот день был объявлен выходным, а десятилетием позже, в 1928 году к нерабочему первому мая добавили второе, и народ стал гулять целых два дня.

Несмотря на политическую окраску, постепенно Первомай стал любимым праздником советских людей.  По всей стране проводились демонстрации, на которые выходили целыми рабочими коллективами. Люди несли праздничные лозунги и плакаты, красные флаги и воздушные шары, звучала музыка, демонстранты дружно горланили политически-правильные песни. А самых-самых – стахановцев, ударников труда отправляли на главную демонстрацию страны – в Москву, на Красную площадь. 

После демонстраций люди расходились по домам и продолжали отмечать Первомай за праздничным столом. А на второе мая сложилась традиция выбираться за город на  веселую маевку с родными и близкими. По всей стране в эти дни царила действительно праздничная атмосфера. Оставив лозунги и политику официальным лицам, люди наслаждались первым теплом, молодой майской зеленью и двумя дополнительными выходными в кругу семьи и друзей.

Первомай сегодня

Советский Союз остался в прошлом, но Первомай продолжают праздновать. Конечно, его политическое прошлое теперь забыто – но ощущение теплого весеннего праздника никуда не делось. В эти дни россияне традиционно устраивают шашлыки , совершают небольшие путешествия или отправляются гулять по городу.

Отдельную радость Первомай доставляет дачникам – многие из них используют эти дни, чтобы впервые за год выехать на свою «фазенду», устроить там генеральную уборку  или просто насладиться природой. 

1 мая в различных странах

1 мая – праздничный день не только в России. К этой дате присоединились 142 страны мира. Однако больше всего этот праздник любят в Испании, Германии, Швеции, Греции, Франции, Италии, Ирландии и Голландии. У каждой из этих стран - свои первомайские обычаи.

В Испании 1 мая – это день весенних цветов: влюбленные парни дарят своим избранницам первые весенние цветы, распустившиеся к этому дню.

В Германии 1 мая – день веселых народных гуляний, ярмарок и уличных танцев. А еще у молодых немцев есть традиция: влюбленный парень сажает под окном девушки деревце – как признание в любви.

В Швеции в ночь с 30 апреля на 1 мая зажигают гигантские костры, в которых сгорает весь мусор, накопившийся за год. Потом наступает время веселых уличных танцев. А утром проводятся митинги в поддержку рабочих.

В Греции 1 мая празднуют приход лета. Юные девушки плетут венки из первых цветов и украшают ими двери своих домов.

Во Франции Первомай – праздник ландышей. Французы дарят их друг другу на счастье..

Итальянцы отмечают языческий праздник в честь богинь Майи и Флоры. Чтобы почтить покровительниц весны и природы, по всей стране устраивают фестивали цветов.

Ирландцы 1 мая отмечают древний кельтский языческий праздник Бельтайн, посвященный богу солнца и плодородия Беленусу. После Бельтайна наступает лето.

В Голландии 1 мая – начало фестиваля тюльпанов. Посмотреть на это красочное зрелище съезжаются люди со всего мира.

Так уже получилось, что 1 Мая действительно стал праздником, который объединяет народы. Каждый празднует что-то свое – но все вместе радуются весне и чувствуют себя совершенно счастливыми.