Перейти к объявлениям на irr.ru

Дизайн человека: мечты о будущем и выбор профессии

Современные дети, что греха таить, взрослеют медленнее. В том возрасте, когда их деды воевали, а родители уже были взрослыми сложившимися людьми и делали свои первые шаги в профессии, нынешние подростки гоняют на самокатах и играют в «стрелялки». Однако именно в этом возрасте им предстоит сделать первый важный выбор в своей жизни: куда пойти после школы?

ПРЕКРАСНОЕ НЕ ДАЛЁКО

Серьезная проблема, с которой сталкиваются представители молодого поколения и их родители – слишком быстро меняющийся мир вокруг нас. Родительский опыт сегодня уже не поможет. Технологии, идеология, экономическая ситуация меняются так быстро, что мамы и папы просто не успевают за этим следить. И не только они – по некоторым дисциплинам учебники, по которым студенты учатся первый курс, безнадежно устаревают к тому моменту, когда им приходит пора получать диплом. 

Устаревают и уходят в прошлое не только профессиональные знания и навыки, но и сами профессии. «Атлас новых профессий», который ежегодно выпускают Агентство стратегических инициатив и Школа управления «Сколково», предсказывает, что до 2030 года исчезнет 57 существующих ныне профессий, и появится 186 новых. К примеру, уйдут в прошлое бухгалтеры, корректоры, бильд-редакторы, юристконсульты, нотариусы, турагенты, журналисты, логисты, сисадмины, официанты, курьеры, охранники и многие другие профессии.Вместо них молодому поколению можно будет выбрать одну из профессий, которые сегодня кажутся нереальными. Как насчет того, чтобы поработать дизайнером эмоций, генетическим консультантом, специалистом по здоровой старости, проектировщиком личной безопасности, личным тьютором по эстетическому развитию, экопроповедником, менеджером космотуризма, космобиологом, экспертом по здоровой одежде? Нет, это не отрывок из фантастического романа. Это наше будущее, причем ближайшее. И как в нем сориентироваться?

Быстро меняющийся мир диктует нам новые ориентиры для развития. Если еще недавно главным, что развивали преподаватели вузов и ценили работодатели, были так называемые hardskills – теоретические и практические профессиональные навыки специалиста, его опыт в конкретной области, то сегодня они постепенно отходят на второй план. В самом деле, зачем тратить месяцы на изучение того, что завтра устареет?

«Главное, чем должен обладать профессионал будущего – это так называемые softskills, то есть качества личности, позволяющие успешно расти и развиваться в той или иной сфере. В первую очередь, речь идет о гибкости, адаптивности, целенаправленности, умению нестандартно мыслить, высокой обучаемости – словом, о тех навыках, которые позволяютбыстро  ориентироваться в переменах, происходящих в мире вообще и в твоей профессии в частности», - уверена бизнес-психолог Екатерина Грачева.

«Многие продвинутые компании, которые нацелены на создание эффективных команд, переориентировались и уже сейчас активно применяют методики, которые оценивают уникальный набор качеств сотрудника или кандидата при подборе, такие как тест оценки мотивации Герчикова, тест Т. Лири или PAEI-концепция Ицхака Адизеса. Что бы успешно развиваться  и быстро реагировать в условиях меняющейся внешней среды, нужно четко понимать особенности каждого члена команды, слабые и сильные стороны его личности, стиль работы и, безусловно, лидерские способности. Нет идеальных людей, потому члены команды должны быть дополнением друг друга, чтобы успешно справляться с любыми проектами, и мы это успешно применяем в нашей компании на протяжении 5 лет», - отмечает Исполнительный директор «Из рук в руки» Инна Державина.

«Сейчас много пишут о «токсичных руководителях», потому немало работодателей при подборе на руководящие позиции применяют тест на оценку эмоционального интеллекта. Безусловно, должна присутствовать субординация и сохраняться принцип разумности, но руководитель должен уметь создать комфортный микроклимат в команде, используя возможные инструменты well-being. Softskills - актуальны были во все времена», - добавила Инна Державина.

ДИЗАЙН ЧЕЛОВЕКА

По прогнозам большинства экспертов, недалек тот день, когда рекрутеры начнут оценивать соискателей не по каким-то конкретным навыкам, а просто искать хорошего человека, чьи ценности совпадают с ценностями компании. Потому что «кадры» нарастить – просто, а вот воспитать в себе гибкость, толерантность, адаптивность – это история длиною в жизнь.

«Сегодня самые продвинутые профориентационные методики построены именно на оценке личностных качеств и мировоззрения. Именно они должны лежать в основе выбора будущее профессии. Специальность, выбранная с учетом личных качеств и подходящая человеку «по характеру» не просто позволит ему преуспеть, но и создаст то самое мироощущение нашей мечты, когда «на работу, как на праздник». Для того чтобы выбор был максимально точным, сегодня можно воспользоваться так называемой Системой Дизайна Человека. Тесты, созданные в этой системе, помогут определить самые сильные стороны старшеклассника и подскажут, какие профессии подходят ему больше всего. Более того, по результатам тестов вы узнаете, как «прокачать» ваши таланты, как скорректировать ваши слабые стороны и так далее», - поясняет Екатерина Грачева.

Сегодня старшеклассники выбирают будущую профессию по одному из пяти алгоритмов:

1. Самая престижная и высокодоходная профессия.
2. Семейная профессия (например, врач в третьем поколении).
3. Профессия, которую выбрали родители.
4. Профессиональная сфера, в которой у нашей семьи есть хорошие связи.
5. Профессия, которой я сам/сама хочу посвятить свою жизнь.

Первые пять вариантов – навязаны извне. Родителями, обществом, модой, государством, экономической ситуацией. Иногда они совпадают со склонностями ребенка, и тогда он сможет не только успешно реализоваться в профессии – но и будет получать удовольствие от своей работы. Если же навязанная родителями и внешними обстоятельствами профессия человеку не близка, он либо ломается и всю жизнь тянет лямку из чувства долга, либо в какой-то момент бросает нелюбимую работу и начинает все с нуля.

«По статистике, около 40% выпускников российских вузов никогда не работали по специальности. Еще около 15% тех, кто после вуза все же пошли работать по специальности, в промежутке между 30 и 40 годами резко сменили специальность.   Что кроется за этими цифрами? Навязанный выбор! Да, иногда человек разочаровывается в той профессии, которую выбрал сам. Но это случается несравнимо реже!», - уверена Екатерина Грачева.

По ее словам, родители должны изо всех сил подталкивать ребенка к пятом пути – самостоятельному выбору профессии по принципу «к чему лежит душа». И не надо бояться, что выбранная специальность приведет к бедности.  Да, пятый путь технически – самый сложный.  Но именно он ведет к счастью и успеху. Ведь практика показывает, что самых больших успехов в любом деле добиваются люди, искренне любящие свою работу. Процветать из-под палки еще никому не удавалось!

Система Дизайна Человека сможет стать серьезным подспорьем тем, кто хочет найти себе дело по душе. Ведь определиться со своими сильными сторонами, талантами и желаниями, когда тебе 17 – не так-то просто. А иногда это и вовсе невозможно сделать без профессиональной помощи.

«Конечно, есть целеустремленные детки, которые уже к старшим классам точно знают: хочу быть, к примеру, астрономом. Более того, некоторые из них готовы учиться день и ночь, чтобы добиться своей мечты. Такие есть – но их очень и очень мало. Большинство же 15-16-17-летних о будущей профессии думают очень абстрактно, а по настоящему хотят платьице, шоколадку и погулять с друзьями. Без тестов, без консультации специалиста, без программы, без плана действий им будет сложно», - уверена психолог.

Основная концепция Системы Дизайна Человека состоит в том, что наши склонности определяются еще до нашего рождения. Немного скорректировать можно и нужно. Жестко ломать – прямой путь к несчастью и неуспеху. Цель системы – помочь человеку найти свое истинное дело в этом мире. То самое, которое позволит в полной мере раскрыться его природному потенциалу. Именно этот путь ведет к богатству, счастью и успеху.

ТЕСТ DIGITAL HUMAN

Один из самых современных инструментов профориентации – тест DigitalHuman, который разработали кандидаты психологических наук, преподаватели РГПУ имени Герцена.

DigitalHuman разработан специально для старшеклассников 15-17 лет. Его цель -  проанализировать softskills школьника, определить уровень его стрессоустойчивости, наличие волевых качеств, оптимальный для него стиль обучения, понять мотивы, по которым он выбирает профессию, выстроить его  карьерные ориентиры.

На основе личных ценностей и интересов подростка тест выдает рекомендации по выбору профессионального направления, конкретным специальностям и образовательным учреждениям, где эти специальности можно освоить. В данном тесте анализируется 10 профессиональных направлений:

медиа;
образование;
экономика и управление;
медицина;
маркетинг и продажи;
креативное направление;
производство;
IT;
научно-исследовательское направление;
силовые структуры.

Наиболее значимой частью теста является определение ключевых компетенций (softskills), которые высоко ценятся у современных руководителей и hr-специалистов: амбициозность; лидерство; убеждение, оказание влияния; стратегическое мышление; аналитичность; организованность; адаптивность; профессиональное развитие; креативность; кооперативность; общительность; стрессоустойчивость. Проанализировав их, можно спрогнозировать грядущий профессиональный успех в той или иной области, а также проработать образовательные треки.

В состав DigitalHuman входит несколько субтестов. Первый из них, «Мотивы выбора профессии», позволяет понять главные мотивы, которые характеризуют цель и смысл будущего профессионального образования. Субтесты «Академическая успеваемость» и «Стили обучении» показывают образовательные возможности старшеклассника и на их основе определяют персональные способы развития softskills.

Таким образом, качественно проведенная диагностика индивидуальных  личностных черт подростка позволит качественно соотнести их с образом будущего профессионального выбора и наметить адекватные пути их развития.

Важная часть теста – выявление того, какой стратегии придерживаются родители при оценке профессионального выбора ребенка. Тест выделяет 4 самые распространенные стратегии. Первая – поддержка самостоятельного выбора ребенка.  Вторая – продолжение семейной династии. Третья – навязывание ребенку профессии по выбору родителей. Четвертая – самоустранение от решения этой проблемы.

Стоит ли говорить, что самой продуктивной и правильной в данном случае является первая стратегия. DigitalHuman позволяет узнать, насколько совпадает отношение к этому вопросу у самого старшеклассника и у его родителей. Ведь именно родители – это  те самые значимые взрослые, которые сильнее всех влияют на формирование и определение выбора ребенка. А значит, крайне важно, чтобы они нацеливали сына или дочь на самостоятельный выбор будущей профессии, которая позволит максимально раскрыться сильным сторонам его/ее личности.

DigitalHuman позволяет бесплатно получить краткий отчет. Полный отчет на 35 страниц стоит 1490 рублей, а отчет и консультация специалиста - 3 790 рублей.

 

Образование / Курсы, семинары, тренинги

 

 

Читайте также







Загрузка