Перейти к объявлениям на irr.ru

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Американский психолог Дэниэл Гоулман утверждает, что умственное развитие обеспечивает руководителю лишь 15% успеха. Остальные 85% - заслуга эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это умение анализировать эмоции и управлять ими. Казалось бы, бизнес и эмоции не слишком хорошо сочетаются друг с другом. Однако многочисленные исследования доказывают обратное. Например, нейробиологу Антонио Дамасио удалось экспериментальным путем установить, что ранее успешные люди, из-за травм и нервных потрясений  потерявшие способность испытывать эмоции, но сохранившие интеллект, теряли и способность принимать решения, а вместе с ней – лишались своих позиций в бизнесе.

Вредят ли эмоции работе?

Долгое время считалось, что эмоции вредят работе. Под влиянием страха люди не могут принять правильное решение. Под влиянием гнева теряем способность рационально мыслить. Ну а влюбленный человек – и вовсе не работник.

Однако и руководители, и подчиненные не могут отключать эмоции входя в офис А значит, надо научиться использовать их на пользу бизнесу. Как именно? В первую очередь, как важный источник информации. Оценивая эмоции клиента, можно найти к нему правильный подход. Оценивая возможности потенциальных деловых партнеров на переговорах – оценить и то, насколько они заинтересованы в сделке, и  возможные риски, и многие другие нюансы.

Вторая сфера применения эмоционального интеллекта – создание правильной рабочей атмосферы в коллективе. Когда сотрудники всем недовольны – они работают спустя рукава и присматриваются к новым вакансиям. Напротив, коллектив, где царит позитивная атмосфера,  успешнее справляется со своими задачами. Кроме того, сплоченная дружная команда положительно влияет на вовлеченность сотрудников и их лояльность компании.

Равнение на лидера

Основная ответственность за создание позитивного эмоционального настроя лежит на руководителе. Так уж повелось, что главный, «вожак», влияет на настроение людей. Он может как увлечь подчиненных общим делом, сплотить их вокруг общей цели, так и создать невыносимую обстановку в офисе, которая неминуемо приведет к огромной текучке персонала.

При этом руководитель вовсе не должен создавать в офисе атмосферу всеобщей любви и безмятежности. Он может и жестко требовать от подчиненных исполнения их служебных обязанностей, и наказывать за нарушение дисциплины, и даже прикрикнуть. Однако грамотный лидер с развитым эмоциональным интеллектом делает все это не спонтанно, а абсолютно осознанно, четко понимая, какого результата и как он хочет добиться.

Многие руководители неосознанно выбирают для себя стиль управления, и строго придерживаются его. Кто-то – тиран и деспот, кто-то – всепрощающий добрый папа, кто-то – рубаха-парень и добряк. У любой линии поведения есть свои плюсы – но и свои минусы. Поэтому чем больше эмоциональный диапазон руководителя, чем лучше он умеет им пользоваться – тем лучших результатов он может добиться.

Для чего руководителю развивать эмоциональный интеллект?

В первую очередь – для собственного спокойствия. Ведь любой, даже самый жесткий начальник – тоже человек. В течение рабочего дня он испытывает целую гамму эмоций, причем далеко не всегда положительных. Это и страх сделать что-то не так, и раздражение, и агрессия, и эмоциональная усталость. Большинство лидеров подавляет эти эмоции, скрывает их от сотрудников.

Однако подавление и управление эмоциями – это разные вещи. В первом случае негатив, не находя выхода, скапливается глубоко внутри и может привести к хроническому стрессу, депрессии, нервному срыву, профессиональному выгоранию и даже психосоматическим заболеваниям – хронической головной боли, повышенному давлению, а в перспективе – инфаркту или инсульту.

К тому же, постоянно подавляя негативные эмоции, человек становится «толстокожим». Он перестает раздражаться и злиться – но при этом и обрадоваться по-настоящему уже не способен. Чтобы испытать хоть какие-то чувства, такие люди начинают увлекаться экстремальными видами спорта, бессмысленно рисковать и тому подобное. Или же впадают в апатично-депрессивное состояние, при котором им вообще «не хочется чего-то хотеть». А вот управление негативными эмоциями позволяет человеку избавиться от негативных переживаний, нейтрализовать их, отпустить от себя.

Кроме того, эмоциональный интеллект  необходим руководителю для эффективного управления своими сотрудниками. Мы все знаем, что человек во время прилива сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, не способен продуктивно думать и принимать взвешенные решения. Бессмысленно объяснять что-то сотруднику, которого только что довел до слез агрессивный клиент. Человека следует сначала успокоить, помочь ему восстановить душевное равновесие. И только потом приступить к разбору ситуации.

Тоже – и с положительными эмоциями. Сложно ждать эффективной сосредоточенной работы от молодого отца, которому только что сообщили о рождении первенца. Отправьте его домой – толку от его работу все равно будет мало.

Понимая, как работают эти механизмы, руководитель сможет не только подстраиваться под эмоциональное состояние своих сотрудников, но и управлять им.

Развиваем эмоциональный интеллект

По мнению авторов термина «эмоциональный интеллект»  Джона Майера и Питера Саловея, руководителю, дабы быть успешным, необходимо овладеть четырьмя навыками в рамках эмоционального интеллекта: понимать свои эмоции; понимать эмоции других людей; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других людей.

Первый шаг в этом направлении, с которого и начинается эмоциональный интеллект, – это осознание собственных эмоций. Большинство из нас, как ни странно, не всегда способы понять, что чувствуют в данный момент. Осознавать свои эмоции – означает уметь в любой момент словами объяснить, что вы сейчас чувствуете: «Я очень зол», «Я расстроился», «Я обижен», «Я доволен», «Я растроган до слез».

Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеет не только осознавать собственные эмоции, но и распознает чувства своих сотрудников. Он сразу видит, что кто-то из его подчиненных раздражен, неуверен в себе, зол и тому подобное. Распознать это можно по внешним признакам: мимике, жестам, интонации, построению фраз, странному поведению.

Следующий шаг в развитии  эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями.  Для этого существует множество техник, которые можно освоить как на тренингах, так и самостоятельно. Это и дыхательные упражнения, и аутотренинг, и подробный анализ собственных чувств и эмоций. Эмоционально развитый лидер способен искусственно вызывать у себя нужные эмоции: злость, когда нужно устроить выволочку нерадивому сотруднику, радость при поздравлении коллег с праздником, высокое вдохновение и азарт во время важных переговоров.

Последний шаг – научиться  управлять эмоциями других людей. Это можно делать двумя путями. Более простой – настроиться на нее самому, а потом «заразить» окружающих. Более сложный путь - вызвать нужные эмоции у сотрудников, при этом не испытывая их. Для этого требуется очень хорошо знать своих подчиненных и понимать, какие «кнопки» нужно нажимать, как себя вести, что говорить.

Этот навык позволит подобрать ключи к каждому сотруднику, максимально мотивировать подчиненных на эффективную работу, создать нужный климат в коллективе. Такой руководитель точно знает: кого и когда нужно похвалить, на кого и когда накричать, с кем лучше поговорить наедине, а с кем – публично. Таких лидеров коллеги искренне уважают и готовы идти за ними куда угодно.

 

Читайте также

Новинки Парижского автосалона–2018

Знаменитый Парижский автосалон, один из крупнейших и старейших в мире, стартовал 4 октября во французской столице. Его основными трендами стали электрокары, беспилотники и обилие сенсорных экранов, которые сегодня начинают ставить даже на бюджетные автомобили.

Традиционно свои новинки на нем представили почти все ведущие автомобильные бренды – от заоблачных Porsche до вполне земных Kia и Skoda.

Электрокроссовер Audi E-Tron вышел в серийное производство. На рынке он появится в начале следующего года. Два электромотора в сумме способны развить до 408 лошадиных сил и 660 Нм крутящего момента. Разгон до 100 км/ч примерно за 6 секунд. Запас хода – 400 километров. Вместо боковых зеркал у этой модели установлены компактные камеры.

BMW 3-Series стал одной из главных премьер Парижского автосалона. У модели индекс G20, более крупные габариты и «старшая» платформа CLAR. В линейке двигателей — бензиновые моторы мощностью 184 и 258 лошадиных сил, а также дизели до 265 лошадиных сил. Новая «треха» стала первой моделью с «умными» амортизаторами ибез традиционного изгиба Хоффмайстера на задней стойке.

BMW Z4 - родстер третьего поколения, оснащенный рядной «шестеркой» с отдачей 340 лошадиных сил. Разгон до «сотни» за 4,6 секунды. Подвеска оснащена электронно-управляемыми амортизаторами, а задний дифференциал электронной блокировкой.

У гибридногокроссовера  Citroen C5 Aircross Hybrid  - статус прототипа, но компания пообещала выпустить его на рынок  в 2020 году. Бензиновому движку 1,6 с отдачей 180 лошадиных сил помогает электродвигатель. Общая мощность кроссовера– 225 «лошадей», запас хода на электротяге – до 50 километров. От обычной розетки аккумулятор можно зарядить  за 8 часов.

DS3 Crossback будет выпускаться как на традиционном бензиновом движке, так и на электроходу. У элекроверсии запас хода 450 километров. Традиционные версии получат двигатели мощностью до 155 «лошадей», без полного привода.

Hyundai i30 Fastback в базовой версии оснащен двигателем 2,0 на 250 лошадиных сил, в форсированной – на 25 «лошадей» больше. Возможны 5 вариантов характеристик амортизаторов, рулевого управления, параметров двигателя, системы стабилизации, блокировки дифференциала, автоматической перегазовки  RevMatching и звука выхлопа.

Спортивный вариант семейства Ceed, Kia Proceed, с пятидверным кузовом типа шутинг-брейк, особыми бамперами, колесными дисками, выхлопной системой и наборорм спортивной атрибутики. Двигатели — объемом 1 и 1,4 л, оба с наддувом.

Обновленное спорткупе Lexus RC отличается от предшественника фарами, воздухозаборниками и радиаторной решеткой. Конструкторы оптимизировали настройки подвески, а отдача двухлитрового двигателя стала резче.

Еще один серийный электрический кроссовер, Mercedes-Benz EQC, оснащен двумя моторами на 408 лошадиных сил. Разгон до «сотни» у него занимает 5,1 с. Запас хода – до 450 км.

Mercedes-Benz GLE  стал более спортивным. Вместо приборов - два дисплея и интерфейс MBUX, аналогичный установленному на A-Class. В линейке – четырех- и шестицилиндровые агрегаты с наддувом, а также гибридная установка.

Mercedes-Benz B-Class – по сути, увеличенный в размерах A-Class с почти однообъемным кузовом. Платформа MFA с двигателями объемом от 1,3 до 2,0 литров, почти трехметровая колесная база, сдвижные задние сиденья и багажник объемом 455, 705 или 1450 литров в зависимости от конфигурации.

Mercedes-Benz A35 AMG получил двухлитровый двигатель мощностью 306 лошадиных сил, который вместе с 7-ступенчатым роботом разгоняет машину до 100 км/ч за 4,7 секунды. Полный привод и функция быстрого старта RaceStart.

Кроссовер  Peugeot 3008 Hybrid4  получил полный привод. Заднюю ось приводит один из двух электромоторов. Подзаряжаться от обычной розетки. Турбомотор развивает 200 «лошадей», каждый из двух электродвигателей — по 110 лошадиных сил.

Универсал  Peugeot 508 SW  на базе флагманского седана оснащен фирменным i-Cockpit второго поколения, цифровыми приборами и 10-дюймовым сенсорным дисплеем. Выпускается с бензиновыми двигателями  1,6 с отдачей 180 и 225 «лошадей», а также с  дизелями мощностью от 130 до 180 лошадиных сил.

Обновленный  Porsche Macan не сильно отличается от предшественника. Главное новшество – бензиновый  двигатель 2,0 мощностью от 245 до 252 «лошадей». Коробка-автомат, разгон до сотни - за 6,7 с.

Кроссовер  Renault Kadjar оснастили новым бензиновым двигателем 1,3, созданным в кооперации с Daimler, мощностью 140 и 160 «лошадей». Мощность 1,5-литровых дизелей увеличена до 115 и 150 «лошадей». Новому Kadjar немного изменили облик с помощью  бамперов и светотехники, в салоне поменяли кресла и поставили 7-дюймовую медиасистему.

Серийный кроссовер  Seat Tarraco – семиместный автомобиль, который должен придти на смену  минивэну  Alhambrа. В линейке  двигателей – бензиновые турбомоторы объемом 1,5 и 2,0, а также дизели 2,0. Привод передний или на все колеса.

Дизельная  Skoda Kodiaq RS укомплектована 2-литровым BiTDI мощностью 240 лошадиных сил в комплекте с DSG и полным приводом. Разгон до 100 км/ч – за 6,5 с, максимальная скорость – 230 км/ч. Спортивный выхлоп и 20-дюймовые колеса дополнят картину.

Обновленная Suzuki Vitara  мало отличается от предшественницы. Внешность авто дополнена  новой решеткой радиатора, щедро хромированными бамперами и другими задними фонарям. Внутриустановлена новая приборная панель с цветным центральным дисплеем. Двигатели прежние: 1,6 мощностью 117 «лошадок» или наддувный 1,4 на 140 лошадиных сил.

Не обошлось в этом году и без сюрпризов. Главной премьерой не только Парижского авто-мундиаля, но и всего мирового автопрома стал бренд VinFast– первый вьетнамский автомобильный бренд, рискнувший выйти на международный рынок.

Первые серийные модели  VinFast – седан LUX A 2.0  и кроссовер и LUX SA 2.0, созданы итальянским кузовным ателье Pininfarina на базе BMW 5-Series и BMW X5. На вьетнамский рынок они выйдут в сентябре 2019 года. Компания собирается выдавать 250 тысяч машин в год - это 92% всего автомобильного рынка Вьетнама. За год производство планируется увеличить вдвое – и, поскольку продать столько автомобилей во Вьетнаме нереально, VinFast планирует экспортировать свои авто. Одним из самых приоритетных рынков вьетнамцы считают Россию – сюда бренд придет в 2020 году.