Перейти к объявлениям на irr.ru

Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность

Около 2/3 населения нашей страны живет в многоквартирных домах. И далеко не все знают, что при приобретении квартиры в таком доме человек получает право на участок земли, расположенный под ним. Однако это право нужно закрепить документально – оформив землю в собственность.

 

Правовая информация

Согласно российскому Жилищному кодексу участки земли под многоквартирными зданиями, построенным позже 2005 года, признаются собственностью хозяев квартир в этих них автоматически.

Что же касается жилых строений, которые вели в эксплуатацию до 2005 года, участки под ними необходимо оформить в собственность – государство передает их владельцам квартир безвозмездно.

При этом требуется соблюсти несколько важных условий:

- у участка есть план, на котором обозначены граничащие рамки, определенные местным органом власти;

- участок под домом внесен в Росреестр;

- на этот участок разработан кадастровый план.

Поскольку участок земли под многоквартирным домом является общим имуществом всех жильцов, все изменения, связанные с ним, могут быть внесены и приняты только на общем собрании жильцов. Для того, чтобы такое решение считалось принятым, за него должны выступить не менее половины хозяев квартир.

 

Оформляем участок

Этап 1. Прежде, чем начинать процедуру оформления участка, узнаем, кому он принадлежит в данный момент. Для этого можно:

- посмотреть кадастровую карту на официальном сайте Росреестра, которая позволяет разглядеть территорию города и подробно изучить все сведения об участке;

- проверить наличие налоговых платежей – по правилам, владельцы домов обязаны с 2015 года ежегодно уплачивать налог на землю.

Этап 2. Выясняем, сформирован ли участок под вашим домом и состоит ли он на кадастровом учете. Это можно посмотреть на уже упомянутой кадастровой карте, или же послать запрос в кадастровую палату или МФЦ.

Этап 3. Если участок не сформирован  – проводим общее собрание жильцов, на котором принимается решение о формировании участка земли и назначении уполномоченного представителя, которое возьмет на себя оформление всех нужных бумаг. По результатам собрания составляется письменный протокол. 

Этап 4. Уполномоченное лицо от имени всех хозяев квартир подает заявление о формировании земельного участка в местную администрацию. По результатам этого обращения инициируются кадастровые работы и государственный учет земельного участка. Работники муниципальных органов проверят, создан ли к настоящему моменту проект межевания квартала, в черте которого расположен ваш участок. Если да – будет принято решение об утверждении границ участка. Если нет – то ваш квартал внесут в план межевания. На формирование участка муниципальным органам по закону отводится месяц  со дня поступления соответствующего заявления.

Далее на основании решения об утверждении границ начнутся кадастровые работы, итогом которых станет составление межевого плана участка. Если муниципальные власти не спешат – вы вправе по решению общего собрания хозяев квартир нанять кадастрового инженера для проведения соответствующих работ. 

Шаг 5: Пишем заявление в кадастровую палату либо в МФЦ о постановке участка на кадастровый учет. К заявлению прилагается протокол общего собрания хозяев квартир и межевой план участка. Эта услуга предоставляется безвозмездно, оформление всех нужных бумаг составляет 10 рабочих дней. После этого вам выдадут кадастровый паспорт земельного участка. 

Имейте в виду – в паспорте должно быть обязательно указано, что на участке стоит именно многоквартирный дом. Для этого в заявлении надо указать вид разрешенного использования: к примеру, «для нахождения многоквартирного дома».

Шаг 5: Подаем в Росреестр бумаги, чтобы зарегистрировать права на земельный участок. Это можно сделать  в любом офисе кадастровой палаты или в МФЦ, а также через интернет, на портале госуслуг.

Список документов:

1. Заявление. 
2. Техпаспорт здания. 
3. Документ, удостоверяющий полномочия уполномоченного лица. 
4. Квитанция об уплате госпошлины. 
5. Документы о формировании участка под многоквартирным домом, если этот участок сформировали позже 01.03.2005 г. 
6. Документ техучёта многоквартирного дома, в котором указан список общего имущества. 
7. Решение (протокол) общего собрания собственников. 
8. Правоустанавливающие документы каждого собственника, подтверждающие его права на квартиру в данном здании.

После этого в трехмесячный срок сотрудники Росреестра внесут в Единый государственный реестр недвижимости соответствующую запись и выдадут вам  выписку из ЕГРН.

 

Плюсы и минусы оформления прав на землю

Как и у любого явления, у вашего права собственности на землю под многоквартирным домом есть преимущества и недостатки. К числу первых можно отнести:

- гарантии того, что никто не сможет использовать участок без разрешения общего собрания хозяев квартир;

- никто не отберет ваш участок;

- вы сможете сдать часть участка в аренду, направив полученные деньги на благоустройство общих территорий.

Однако, есть и минусы:

- налог на квартиру вырастет;

- вы должны будете совместно с другими дольщиками содержать участок.

Однако эти минусы несущественны по сравнению с тем, что у участка под вашим домом может появиться хозяин, который решит, что вы ему не нужны. Подобные прецеденты уже бывали в различных городах России. Так что подстраховаться стоит заранее!

Читайте также

Остекление лоджий и балконов – основные нюансы

Когда в квартире есть помещение, которое невозможно использовать в плохую погоду – это неудобно. Именно поэтому многие решают застеклить балкон или лоджию. Казалось бы – это частная собственность. Делай, что хочешь. Однако на самом деле, на застекление требуется специальное разрешение, ведь при этом вы меняете внешний вид дома.

Оформлять – обязательно!

При сдаче дома в эксплуатацию на него выдают техпаспорт БТИ. Если при этом все балконы и лоджии остеклены в общем стиле, это отражается в техпаспорте. Если нет – это также отмечается в документе.

Вступая во владение квартирой, вы получаете на нее техпаспорт, который изначально был оформлен при подписании акта государственной приемки дома, а затем передавался каждому следующему владельцу при переходе прав собственности на эту квартиру.

Внесение любых изменений в планировку или внешний облик квартиры регламентировано законом. В нем четко указано, что вы вправе сделать самостоятельно, а на что потребуется разрешение соответствующих органов.

Остекление входит во второй список – на него вы обязаны получить разрешение. Для такой строгости есть несколько причин.

1. При остеклении должны соблюдаться санитарные, гигиегические и пожарные нормы, а также правила безопасности эксплуатации здания. Выдавая разрешение, специалисты обязательно убедятся в том, что ваш проект соответствует этим нормам.

2. Остекляя балкон, вы меняете общий архитектурный вид дома. Это особенно важно, когда речь идет об исторических зданиях и о домах, балконы которых выходят на людные улицы и площади.

3. При остеклении балконов и лоджий существенно возрастает нагрузка на плиты перекрытий и отделку фасада – ведь стекло и отделочные материалы довольно много весят. Чтобы избежать перегрузки, ваш проект остекления обязательно подвергнут экспертизе.

4. Неграмотные проекты и некачественно произведенные работы могут привести к выпадению стекол и даже обрушению части наружной стороны балкона или лоджии. Поэтому эксперты проверят не только ваш проект до начала работ, но и то, как выполнены работы – после их окончания.

Что запрещено?

Существует целый перечень работ, недозволенных при остеклении балконов и лоджий.  Категорически запрещено:

1. Остекление, которые служат выходом на пожарную лестницу – это часто встречается в домах 1970–1980-х годов постройки.

2. Остекление в зданиях, имеющих историческую ценность или считающихся памятниками архитектуры.

3. Остекление в обветшалых домах, где велика опасность обрушения несущих плит.

4. Остекление с одновременной обшивкой внутренней стороны вагонкой и другими горючими материалами – это небезопасно с пожарной точки зрения.

5. Остекление с выносом на них батарей центрального отопления и других обогревателей, встроенных в общедомовые коммуникации.

6. Остекление, превышающее допустимую нагрузку на несущие плиты – эта нагрузка зависит от типа и возраста здания.

6. Остекление с существенным снижением степени освещенности в помещении – это случается тогда, когда вместо стекол вы планируете перекрыть часть балкона непрозрачной стеной.

Как оформить?

Процедура получения разрешения на остекление или перепланировку в каждом регионе – своя. Например, в Москве вам потребуется:

1. Получить в БТИ техпаспорт на квартиру - на его основании в дальнейшем будет разработан проект остекления.

2. Получить техническое заключение о возможности остекления вашего балкона или лоджии от организации, разработавшей проект здания.

3. Заказать проект остекления в организации, имеющей соответствующее разрешение – так называемое свидетельство СРО (саморегулируемой организации), без которого организация не вправе проводить проектные и строительные работы.

4. Готовый проект требуется согласовать с:

- БТИ, которое утвердит размеры остекления, места стыков, материалы, расчет нагрузки на перекрытия и выдаст заключение о возможности выполнения работ;

- архитектурно-планировочным управлением, которое должно дать добро на изменение фасада здания, то есть цвета и конфигурации наружной обшивки балкона;

- отделением пожарного надзора, которое удостоверит огнестойкость материалов, и даст заключение о том, что остекление не помешает пожарной эвакуации;

- СЭС, которая даст заключение о соответствии проекта санитарным нормам;

- департаментом жилищной политики Москвы – если вы проживаете в муниципальноц квартире;

- ФСО - если ваш дом стоит на правительственной трассе;

- управляющей компанией (правлением ЖСК или ТСЖ);

- жилищной инспекцией, в которую следует обращаться в последнюю очередь, уже имея на руках заключения предыдущих инстанций.

Жилинспекция примет окончательное решение о том, соответствует ли ваш проект остекления действующим нормам. После этого межведомственная комиссия выдаст разрешение на проведение работ.

После того, как балкон или лоджия будут остеклены, вам придется пригласить сотрудника Жилинспекции и управляющей компании, которые убедятся в том, что все работы выполнены в соответствии с утвержденным ранее проектом и составят акт о переустройстве.

Последний шаг - приглашение инспектора БТИ, который сделает замеры и внесет их в техпаспорт квартиры. С этого момента остекление балкона или лоджии становится легитимным.

А если нет?

За самовольное остекление балкона или лоджии вам выпишут штраф – от 2000 до 2500 рублей. Но это не самое страшное. Сотрудник Жилинспекции выпишет вам предписание демонтировать незаконное остекление. Проще говоря, его придется снять, иначе предусмотрены весьма неприятные санкции – вплоть до выселения из муниципальной квартиры и принудительной продажи приватизированной.

Так что если вы уже остеклили балкон – у вас есть два варианта: вернуть все, как было, или же попытаться узаконить остекление, получив разрешение на него постфактум.







Загрузка