Перейти к объявлениям на irr.ru

Как помочь ребенку выбрать профессию

Полвека назад на проходных многих предприятий висели плакаты: «На работу – как на праздник!» С тех пор многое изменилось – но мечта о работе, на которую можно будет ходить, как на праздник, остается незыблемой. Однако получается это далеко не у всех. По статистике, примерно три четверти россиян работает не по той специальности, которую они осваивали в вузах и техникумах.

Эту проблему хорошо иллюстрирует эпизод известного фильма. «Вот как ты думаешь, наш вахтер Иван Тимофеевич – он с детства мечтал стать вахтером? Сочинения писал в первом классе: «Хочу стать вахтером!», - рассуждает его герой. И тут же сам себе отвечает – да нет, конечно. Наверняка мечтал стать космонавтом, но что-то не сложилось – и стал вахтером. Что делать родителям, чтобы у детей «сложилось»? Как помочь им выбрать профессию, которая в будущем станет для них делом всей жизни?

МЕСТЫ О БУДУЩЕМ

Еще недавно жизненный уклад менялся достаточно медленно, и родители могли подсказать ребенку: какие профессии дадут ему уверенный кусок хлеба с маслом. Сегодня всё меняется настолько стремительно, что старшее поколение уже не успевает отслеживать эти перемены. Непонятно, что завтра будет – что уж говорить о среднесрочных перспективах.

По мнению экспертов, думая о будущей профессии своего чада, родителям надо забыть про реалии сегодняшнего дня. Нынешние школьники выйдут на рынок труда лет через семь. Это огромный срок! Поэтому ориентироваться надо сразу на будущее. И начать этот непростой путь нужно с … мечты.

Вместе с ребенком помечтайте: а каким будет наш мир через двадцать лет? Как изменится наука, техника, отношения между людьми? Какие новые отрасли могут появиться, какие сферы будут активно развиваться, а что, наоборот, безнадежно устареет? Представляя картину будущего мира, ваш ребенок неосознанно будет больше говорить о тех областях, которые ему наиболее интересны. Например, те, кому ближе медицина – в первую очередь начнут мечтать о том, как в будущем будут лечить людей. Те, кого привлекает сфера медиа, будут рассуждать про нее. И так далее.

Выделив наиболее интересные и перспективные направления, задумайтесь о конкретных профессиях. Она может находиться как «внутри» одной отрасли, так и на стыке нескольких сфер – например, IT-медик, science-художник, разработчик интеллектуальных туристических систем, архитектор живых систем и тому подобное. Сегодня профессий, объединяющих несколько отраслей, появляется все больше, и в будущем их число будет расти. Например, медицина. В нее очень активно проникает IT. Роботы уже делают операции, развозят пациентов по палатам и раздают им лекарства. В США работают над искусственным интеллектом по лечению тех или иных болезней. Сюда же добавьте биоинженерию: умную одежду, всевозможные протезы. Синтез медицины, IT и инженерии – главный тренд в этой сфере. Экономика уходит в облачные сервисы – криптовалюты, blockchain. Всё, что связано с банками, рано или поздно уйдет в виртуальную среду. Подобные изменения происходят сегодня во всех сферах, и, прежде чем окончательно определиться с выбором, надо подробно изучить этот вопрос.

Затем предложите ребенку найти свой путь в мире будущего. И только после того, как он  определился со своими желаниями, начинайте думать: каким путем идти к этой цели, какое образование для этого нужно получить.

ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ

Хорошо, если у ребенка с детства проявляется тяга, например, к медицине или к IT. А если нет? Если ребенок при всем желании не может решить, кем он хочет быть – и никакие мечты о будущем не помогают ему определиться? Как поступить родителям в этом случае?

Для начала поверьте – нет таких детей, которым ничего не интересно. Вам просто нужно понять – какой у ребенка интерес, вытащить его на поверхность, чтобы он стал не хобби, а будущей профессией. И начинать этот путь нужно как можно раньше. Пока ребенок маленький, нужно смотреть на то, что он любит, во что он больше играет, какие игры ему больше нравятся.

Пока ребенок учится в школе, нужно давать ему возможность познакомиться как можно с большим количеством профессий. Чем больше профессиональных сфер он перепробует до окончания школы, тем шире у него будет выбор. Сейчас этот новый тренд как раз зарождается: опыт трудоустройства начинает опережать опыт самоопределения. То есть человек еще не знает, кем он хочет быть, но уже умеет устраиваться на работу и работать.

В младших классах пора начинать знакомство с различными специальностями: рассказывать о них, показывать кино, водить на экскурсии, знакомить с носителями профессий. Так, чтобы у ребенка формировалась не внешняя картинка, а понимание внутренних процессов, происходящих в различных сферах. Это достигается только при общении с людьми. Во многих школах родители объединяются, по очереди приходят в школу и рассказывают детям о своей работе. И даже приглашают знакомых, если своих ресурсов не хватает, чтобы охватить как можно больше профессий.

В некоторых странах пошли еще дальше: там детей в обязательном порядке отправляют провести один день на работе у своих родителей. Это позволяет им погрузиться в профессиональную среду, увидеть мамину и папину профессию изнутри. Иногда дети плохо представляют, что делают их родители на работе. «Моя мама - врач» - а что она делает? А проведя вместе с мамой день, он видит, что врач – это боль, грязь, кровь. Или, наоборот, мама целый день заполняет карты больных и при этом мало с ними взаимодействует.

Затем, в средних классах наступает пора соотнести свои возможности и реальную жизнь. Например: ребенок мечтает выступать на сцене. А есть ли у него к этому талант? Если нет, а ребенок ну очень хочет – задача родителей не давить, а мягко перенаправить интерес ребенка в смежную сферу, поискать подходящие профессии на стыке.

Главное в такой ситуации – не ломайте ребенка. Дайте ему попробовать. Если он сможет добиться своего – отлично! Значит, ему это действительно надо. Если нет – помогите ему  компромисс: не актер – а телеведущий, не музыкант – а музыкальный продюсер. Ваша задача – выстроить поддерживающую стратегию: «Это попробовал? Не нравится?  Давай поищем что-то более подходящее». Таким образом, талант ребенка и его мечта реализуются, но чуть-чуть сдвинется в сторону. И при этом он будет знать, что вы его поддержали.

ФИНИШНАЯ ПРЯМАЯ

Последние два школьных года должны стать не только подготовкой  ЕГЭ, но и временем профессиональных проб, практического прикосновения к различным профессиям. Сейчас есть множество возможностей для таких профессиональных проб. Современные подростки трудоустраиваются,  начиная с 14 лет.

Еще одна возможность – работы по проектам, которые действуют в системе дополнительного образования. Школьники делают свои проекты, защищают их – в том числе, и перед возможными работодателями. Это позволяет прочувствовать рабочую обстановку, примериться к той сфере, в которой разрабатывается проект.

Важный ход – посещать профильные мероприятия: всевозможные выставки, конференции, где присутствуют и учебные заведения, и работодатели. Общаться с ними и прямо спрашивать: «А если я закончу этот вуз, что я буду делать, какие возможности трудоустройства у меня есть, в какие организации, какие стажировки?»

Опять же, многие компании проводят профессиональные экскурсии. В Москве, например, можно побывать на экскурсии в эксклюзивной лаборатории, где на принтере печатают кожу человека. В Сколково, где делают биопротезы. Вот он – мир будущего! Смотри, выбирай! Чем больше подросток к окончанию школы попробует таких вещей, тем больше у него будет выбор.

Обязательно нужно искать инсайдерскую информацию о приглянувшейся профессии – людей, которые могут рассказать про плюсы и про минусы, развеять розовую пелену. Особенно это важно, если ребенок мечтает о «закрытых» направлениях: например, о космической сфере. Конечно, на стажировку туда школьнику почти невозможно устроиться. Однако все же можно найти возможности для того, чтобы с этой сферой познакомиться: использовать онлайн-ресурсы, ролики на YouTube. Можно найти тех, кто уже в этой сфере: смотреть их интервью, читать их статьи и даже написать им в messenger. Как правило, взрослые всегда отвечают школьникам, которые хотят что-то узнать про их профессию.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Для школьников и их родителей есть немало инструментов, помогающих определиться с выбором профессии. Так, хорошей шпаргалкой для вас станет Атлас новых профессий, выпускаемый Агентством стратегических инициатив http://atlas100.ru/. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям в ближайшие десятилетия. Из Атласа вы также можете узнать, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы успешно работать по выбранной специальности, какое образование для этого надо получить и даже у каких именно работодателей будет востребована та или иная профессия будущего.

Еще один инструмент, проверенный временем, - это знаменитый тест МГУ, который можно пройти в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном на базе факультета психологии Московского университета. По результатам теста вам выдадут список наиболее подходящих для ребенка профессий. Этот тест был разработан более 20 лет назад, и постоянно обновляется с учетом современных реалий. За эти годы его прошло более полумиллиона подростков. Исследования показывают, что они в четыре раза чаще довольны своей профессией, чем те, кто выбирал специальность по воле случая.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Когда речь идет о профориентации ребенка, психологи называют две глобальные ошибки родителей. Первая – пустить все на самотек, предоставив ребенку полную свободу действий. Все же ваш подросток, как ни крути, еще не слишком хорошо ориентируется в мире взрослых, и ему нужны помощь и поддержка. Нередки случаи, когда дети поступают в вуз «за компанию с лучшей подругой», «чтобы не расставаться с первой любовью» и даже «чтобы далеко не ездить». Такой выбор профессии редко бывает удачным. 

Вторая ошибка – полная противоположность первой: излишнее давление. Какая разница, что у вас в семье – пять поколений врачей, если ваш ребенок боится крови? И что толку, что ваш лучший друг – ректор финансового вуза, если вашего ребенка клонит в сон при виде стройных рядов цифр. И даже рассуждение типа: «Айтишники сейчас много зарабатывают, иди в IT» не гарантирует вашему ребенку счастливой профессиональной жизни. Если он будет ходить на работу, как на каторгу – то даже большая зарплата не спасет его от ощущения напрасно прожитой жизни.

Читайте также







Загрузка