Перейти к объявлениям на irr.ru

Как справиться со стрессами и умственными перегрузками на работе

Стресс стал для нас таким же привычным, как насморк. Даже привычнее – ведь простуда длится неделю, а стрессы не заканчиваются никогда. Особенно – у тех, кто работает в офисе. Один аврал сменяется другим, сроки горят, поставщики подводят, клиенты капризничают, начальство бушует. Бедолаги-сотрудники крутятся как белка в колесе, а придя домой, без сил падают перед телевизором.

Не сгореть бы!

Если вы ощущаете, что так жить больше нельзя – значит, пора разобраться в причинах стресса и найти свой путь для обретения душевного равновесия. Иначе может наступить профессиональное выгорание – эмоциональное и интеллектуальное истощение, причиной которого служит бесконечный стресс. Его основные признаки – безразличие ко всему на свете, беспричинная тоска, постоянное раздражение и безысходность. Выгоревшему человеку ничто не мило и не интересно, он ощущает себя ненужным и бесполезным, а свою жизнь – бессмысленной. Постепенно он разочаровывается в своей профессии и в себе, как в профессионале. У него снижается самооценка. Важные ранее вещи обесцениваются.  В запущенных случаях к этому присоединяются физические недомогания: быстрая утомляемость, бессонница, физическая усталость, а иногда и психосоматические заболевания. Чтобы избежать походов на опостылевшую работу, человек начинает болеть - и это не притворство, а реакция организма на эмоциональные и умственные перегрузки.

В зоне риска

Кто же более всего подвержен стрессам, связанным с работой? Существует несколько факторов,  которые подталкивают человека к профессиональному выгоранию.  Среди них – большая служебная ответственность, рутинная неинтересная работа, тяжелая атмосфера в коллективе, капризные, излишне требовательные клиенты, отсутствие перспектив, однообразная деятельность, перегрузки, отсутствие полноценного отдыха. Также психологи выделяют ряд личностных факторов.

1. Возраст. Примерно в 23-25 лет наступает кризис профессионального самоопределения: очень часто в это время молодые люди разочаровываются в выбранной профессии, но не находят в себе сил начать все сначала. А ближе к 40 годам начинается пресловутый кризис среднего возраста, когда человеку кажется, что жизнь уже кончена, а он ничего не добился, и уже поздно что-то менять. Причем от такого ощущения не застрахованы даже очень успешные люди.

2. Характер. Сильнее всего способствуют хроническому стрессу пессимизм, низкая самооценка, неуверенность в себе, склонность к рефлексии, эмоциональная сдержанность, перфекционизм и необщительность.

3. Одиночество или же проблемы с родными. Доказано, что лучшее «лекарство» от стресса – это хорошая дружная семья. Люди, у которых дома всё хорошо, в общении с близкими черпают силы для борьбы с эмоциональными и умственными перегрузками. Если же служебные проблемы усугубляются домашними – выгорание практически неизбежно.

4. Нелюбимая профессия. Стрессам наиболее подвержены те, кто ходит на работу исключительно ради зарплаты. Если служебная деятельность не вызывает никакого интереса и воспринимается как неприятная обязанность ради «хлеба насущного», рано или поздно человек начинает ненавидеть свою работу, а вместе с ней – и самого себя.

5. Бесконфликтность и неумение дать отпор. Когда человек всеми силами стремится уйти от конфликта с коллегами и клиентами – негативные эмоции накапливаются и приводят к конфликту внутреннему. Еще один вариант этой проблемы встречается, когда сотрудник по долгу службы обязан быть вежливым и выдержанным. Особенно часто это случается в сфере обслуживания: например, официант или стюардесса вынуждены терпеть любое поведение клиентов и не имеют права ответить тем же. Встречается подобное и в общении с начальником-самодуром, который позволяет себе хамить подчиненным. И, наконец, у чересчур мягких и добрых людей, которым садятся на шею беспардонные коллеги, переваливающие на них половину своей работы. 

Бегом от стрессов

Главное лекарство от стрессов и умственных перегрузок – это соблюдение work-life balance. То есть – баланса работы и личной жизни, позволяющего не погрязнуть в служебных проблемах. При первых же признаках эмоциональных и умственных перегрузок нужно вовремя принять меры.

Специалисты рекомендуют несколько действенных методов профилактики эмоциональзых и умственных перегрузок.

1.  Отдых от работы. Для этого хороши любые методы: позволить себе полениться в выходные, уехать в отпуск, почаще гулять на свежем воздухе или же взять отгул и хорошенько высыпаться. Даже прогулка пешком на обед в ближайшее кафе может разнообразить рабочие будни.

2. Консультация психолога. Иногда с перегрузками невозможно справиться самостоятельно – и тогда самое время обратиться к психологу. Специалист поможет вам разложить ваши проблемы по полочкам и найти выход из непростой ситуации.

3. Личностное развитие. Если чувствуете, что работа не дает нужного роста – хорошим выходом может стать получение дополнительного образования. Не обязательно профессионального. Можно учить языки, записаться на курс лекций по интересующей теме, читать книги, осваивать музыкальные инструменты. Главное – чтобы мозг получал нужную нагрузку.

4. Общение с близкими. Семья и друзья поддержат в трудную минуту, помогут отвлечься от проблем и подарят то ощущение радости и счастья, которое поможет пережить самые неприятные минуты на работе.

6. Сброс негативных эмоций. Иначе рано или поздно может настичь психосоматика: различные болезни. На уровне физиологии это выглядит так: стресс вызывает резкое повышение гормона кортизола. Его надо непременно выплеснуть, иначе он разрушит организм. Как? У каждого свои «палочки-выручалочки». Но все они связаны с физической активностью. Это может быть баня, бег, боевые единоборства, массаж, йога и даже экстремальные виды спорта. Главное – дать выход эмоциям и успокоиться.

7. Хобби. Пока работа является единственным способом самореализации – она будет источником стресса. Занятие для души поможет отвлечься от повседневности. Чем больше разных хобби – тем лучше.

Если же все перечисленное не работает, и работа по-прежнему ассоциируется с каторгой – самое время задуматься: а не пора ли ее менять? Ведь живем мы один раз, и вовсе не для того, чтобы мучится. Надо искать свой путь и не бояться все начать с нуля. Тем более, что многочисленные исследования доказывают: наибольшего успеха человек может добиться только в любимом деле!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также

Как вести себя, если застрял на трассе в метель?

Дальние поездки на машине зимой – это всегда риск. Даже если синоптики обещают хорошую погоду,  никто не застрахован от метели и снегопада. Как выжить, если вы застряли на трассе?

Слово «выжить» кажется слишком суровым – однако речь идет именно о выживании. Всем памятны огромные пробки, которые в 2012 году образовались из-за снегопада на федеральной трассе  Москва  - Санкт-Петербург. Тогда люди не могли вырваться из снежного плена более 2 суток. Но это – еще не самое страшное. Трасса, соединяющая две столицы – оживленная, по близости – много населенных пунктов, к ситуации сразу подключились МЧС и аварийные службы. А ведь можно застрять и в одиночку, где-нибудь в Сибири, за сто километров от ближайшего жилья.

Готовимся к поездке

Если есть возможность, от дальних поездок зимой лучше отказаться. Если же без этого никак не обойтись – необходимо хорошенько подготовиться к такой дороге. Ведь главная причина гибели людей, застрявших на заснеженных трассах, - полная неподготовленность к подобным ситуациям.

Если у вас будет с собой все необходимое – есть все шансы выжить и дождаться спасателей, которые расчистят дорогу и освободят вашу машину.

Что взять с собой:

1. Трос, лебедку, пару стальных карабинов, лопату, топор, запасные провода, портативное пусковое устройство, цепи на колеса, нож, шланг, скребок для очистки стекол.

2. Запасную канистру топлива.

3. Источник тепла: спиртовку или газовую горелку с запасом топлива к ним, а также несколько толстых длинных свечек.

4. Одноразовые химические грелки, которые продаются в спортивных и военных магазинах. Они бывают разных видов – грелки-стельки, вкладки в варежки и просто большие пакеты. В зависимости от размеров, такие грелки после активации держат тепло до 10 часов. В идеале на каждого участника поездки понадобится несколько комплектов из шести таких грелок: для рук, для ног, на спину и на грудь. Общая продолжительность их работы должна составлять не менее 2 суток. 

5. Шерстяное одеяло или плед для каждого пассажира, и в придачу к этому – термоодеяла. Это большой кусок специальной пленки, которая накидывается поверх обычного одеяла и держит тепло. Они продаются в спортивных магазинах.

6. Термобелье для каждого пассажира.

7. Утеплитель для машины: многослойные панели для окон или рулонный утеплитель.

8. Запасной телефон, несколько заряженных PowerBank с комплектом проводов, если есть – рацию с запасными аккумуляторами.

9. Несколько фонарей с запасом батареек.

10. Сигнальные ракеты, а если их нет – максимально похожую на них пиротехнику.

11. Запас еды и напитков: воду в маленьких бутылках, энергетики, шоколадные батончики, сало или копченое мясо, галеты, орехи, консервы и другие непортящиеся продукты. Также пригодится несколько термосов с горячим сладким чаем и посуда, в которой можно вскипятить воду.

12. Препараты, которые помогут в холод: спазмолитики, которые снимут спазм периферических сосудов, и позволят теплой крови быстрее поступать к мягким тканям и кожным покровам (например, дротаверин или мебеверин), и мази, которые защитят от обморожения (видестим, синафлан, тридерм).

13. Длинный шест и яркую ткань.

Собираясь в дорогу, постарайтесь найти попутчиков. Лучше всего – еще одну, а если повезет – то несколько машин, едущих в том же направлении. У каравана, даже небольшого, шансов выжить гораздо больше. Искать таких попутчиков нужно на специализированных сайтах в вашем регионе, или же в соцсетях. Еще один вариант – на выезде из города «упасть на хвост» фуре дальнобойщиков – так вы хотя бы часть пути проедете не один.

Если присоединиться к другим машинам не удалось – возьмите попутчика в свою машину, например, в приложении бла-бла-кар. Это лучше, чем ехать в одиночку. 

Обязательно скажите кому-либо из близких, каким маршрутом вы поедете и договоритесь о времени контрольных звонков. По возможности, в дороге выходите на связь и сообщайте о том, где вы находитесь – все это поможет спасателям вас найти. Перед самым выездом уточните прогноз погоды и дорожную обстановку.

Ждем спасателей

Если вы все же попали в метель, и продолжать путь невозможно – не паникуйте. Сейчас не время предаваться страхам – от ваших действий зависит очень многое. Первым делом постарайтесь связаться с родными и со спасателями, и сообщить им о случившемся. По возможности, передайте им свои координаты и геолокацию.

Следующий шаг – подготовьте машину. По возможности, уберите ее с проезжей части. Отметьте свое местоположение знаками. Выверните руль вправо, чтобы при ударе в заднюю часть машина не вылетела на середину трассы.

Покидать автомобиль можно только тогда, когда он поврежден и нет возможности согреться в салоне, либо в зоне видимости есть населенный пункт, либо есть возможность устроить убежище и развести огонь.

Во всех остальных случаях нужно максимально утеплить машину. Все необходимое переложите из багажника в салон. Засыпьте машину снегом – он сбережет тепло. В снег воткните шест с яркой тканью, чтобы вас заметили спасатели.

Используйте термогрелки. Закутайтесь в одеяла. Не снимайте головные уборы – даже если поначалу кажется, что в машине тепло. Свечи расставьте по углам салона – это поднимет температуру в салоне примерно на пять градусов. К тому же, живой огонь успокаивающе действует на психику. При этом оставьте небольшую щелку в окне, чтобы не угореть. При этом в салоне будет примерно плюс 15 градусов. Это прохладно, но не опасно. Можно также  прогревать машину по 10 минут каждый час – так будет теплее, и аккумулятор подзарядится.

Для подогрева воды используйте спиртовку или газовую горелку. Регулярно пейте горячий чай – но понемногу, чтобы не бегать в туалет слишком часто и не выпускать тепло из салона.

Однако выходить, особенно после того, как снегопад закончится, все же придется: вам нужно будет регулярно проверять, видна ли машина с дороги. При этом желательно время от времени запускать сигнальные ракеты. Если же вы в снежном плену – не одни, обязательно пройдитесь по соседним машинам и узнайте – не нужна ли людям помощь.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете дождаться помощи, и без потерь выйти из сложной ситуации.