Перейти к объявлениям на irr.ru

Велосипеды: история и вариации

Почему-то считается, что первыми велосипедами в истории были знаменитые «пенни-фартинг» - несуразные конструкции с высоченными передними и малюсенькими задними колесами, на которых, как кошки на заборе, восседали светские щеголи и дамы в пышных платьях. На самом деле, попытки крутить колеса ногами начались гораздо раньше.

ИЗОБРЕТАЯ ВЕЛОСИПЕД

Первый прообраз велосипеда начертил еще вездесущий Леонардо да Винчи. Уже в наше время по его чертежам собрали деревянную конструкцию – и она оказалась вполне пригодной для езды.

Про чертежи Леонардо долгое время не вспоминали, поэтому официальной точкой отсчета велосипедной истории считается 1817 год, когда знаменитый немецкий изобретатель, барон Карл фон Дрез создал свою «машину для бега». У него были почти все признаки современного велосипеда – руль, два колеса и соединяющая их рама и седло на ней. Не было лишь педалей: кататься на изобретении фон Дреза требовалось, отталкиваясь ногами от земли.

Приблизительно в 1839-1840 годах простой шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан  усовершенствовал изобретение фон Дреза, добавив к нему педали, которые толкали заднее колесо, с помощью металлических стержней-шатунов. К сожалению, изобретение шотландца не вышло за пределы его родных мест – мир узнал о нем, когда оно было уже неактуально.

Чуть позже приделать педали к «машине для бега» додумался француз Пьер Ларман. Его партнер, каретный инженер Пьер Мишо, додумался делать велосипедную раму не из дерева, а из металла. Название «велосипед» также впервые использовал Мишо. В 1863 году Ларман, Мишо и их «спонсоры»,  промышленники из Лиона братья Оливье, запустили серийное производство велосипедов.

В 1867 году механик Каупер изобрел тонкие и гибкие спицы для металлического колеса. Это изобретение существенно уменьшило вес колес, и позволило появиться на свет знаменитому «пенни-фартингу», прозванному так за то, что монетки пенни и фартинг так же отличались размерами, как и колеса этого велосипеда.

Несмотря на травмоопасность данной конструкции – падать было высоко и больно! – она стала очень популярной – ведь огромный диаметр ведущего переднего колеса позволял развивать довольно приличную скорость.

В 1878 году британский механик Лоусон добавил в конструкцию велосипеда цепную передачу, а уже в 1884 году его соотечественник Джон Кемп Старли создал конструкцию, ставшую прообразом современных велосипедов – с цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами. Эта модель, под названием Rover – «Бродяга», оказалась такой удачной, что с незначительными улучшениями выпускалась аж до 2005 года!

Развитие автомобилей на какое-то время превратило велосипед в игрушку для детей и спортсменов. Однако в конце ХХ века велосипед вернул себе позицию удобного и широко распространенного городского транспорта. За это время появилось множество модификаций велосипедов, разобраться в которых новичку не так-то просто.

ТИПЫ ВЕЛОСИПЕДОВ

Прежде, чем покупать велосипед, надо понять, для чего он вам нужен. Одно дело – экстремальные походы, и совсем другое – покатушки в парке с детьми. Начнем с самых распространенных:

Велосипеды для асфальта

Городской

Он же – citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Это – машины для поездок на работу, покатушек в парке, неспешных прогулок по городским улицам. На них комфортно в любую погоду и в любой одежде, даже в длинной юбке и очень широких брюках.

Они выпускаются в разных вариациях, но в всех городских моделей есть общие характеристики: они тяжелые, удобные, с широким седлом, багажником или корзинкой, передними и задними крыльями, защитой цепи, вертикальной или почти вертикальной посадкой. Такие велосипеды делают либо односкоростными, либо с планетарной втулкой.

Складной

Он же – Folding bike. В мегаполисах он пользуется еще большей популярностью, чем обычный городской велосипед – ведь по правилам в большинстве видов транспорта велосипеды можно провозить только в сложенном виде. К тому же, сложив велосипед, его можно взять с собой в офис или в гости, не оставляя на парковке.

Он легче, чем городской велосипед, его колеса меньше по диаметру – а значит, характеристики скорости, управляемости и комфорта чуть ниже. Но для недолгих прогулок он вполне подходит.

Гибрид

Он же – Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Эта модификация включает в себя лучшие черты горного, шоссейного и городского велосипеда: легкая и высокая рама, вилка с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake, а главное – несколько режимов скоростей, что делает езду на нем более легкой и быстрой. Благодаря умеренно агрессивному протектору, гибрид хорошо идет и по асфальту, и по грунту. Его можно дополнить крыльями и багажником, поменять спортивный руль-«баран» на более удобные «рога» и так далее.

Чоппер и круизер

Он же – растабайк. По конструкции это – обычные городские велосипеды. А вот их дизайн и посадка заставляют нас вспомнить о байкерах. Благодаря такой комфортной посадке и широченному седлу, на растабайке можно долго ездить, не уставая. Но вот для больших скоростей он не предназначен. Его стезя – прогулки, поездки по городу и на работу, велопарады.

Туринг

Он же – Touring, туристический велосипед. Довольно редкая и дорогая модификация, идеально подходящая для велотуризма по асфальтовым дорогам. Благодаря рулю-«барану», внешне туринг похож на шоссейный велосипед. Однако у него есть ряд особенностей: рама, сделанная из стали, алюминия, хромоля или титана; передний или задний багажник, рассчитанный на тяжелый груз; жесткая стальная вилка; прочные колеса; трансмиссия с внедорожным расчетом; отличная защита от грязи, сильный свет. Это несколько утяжеляет конструкцию, но в моделях, рассчитанных для дальних переходов, прочность важнее, чем вес.

Внедорожные велосипеды

Горный

Он же – MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер. Это – одна из самых популярных модификаций велосипеда, которая используется для езды по бездорожью. Впрочем, по идеально ровному шоссе он тоже идет отлично. Внешне горные велосипеды легко отличить: у них массивная прочная рама, широкие колёса, покрышки с очень рельефным протектором, амортизационная вилка, внушительное количество передач, ободные или дисковые тормоза.

По назначению этот горные велосипеды делятся на модели для даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри. Под каждую из этих задачи велосипед комплектуют по-своему.

Двухподвес

Разновидность горного велосипеда с амортизаторами не только на переднем, но и на заднем колесе. Поскольку задняя амортизация технически гораздо сложнее в исполнении, чем передняя – велосипеды этого типа являются одними из самых дорогих.

Фэтбайк

Фэтбайк – велосипед с толстыми покрышками шириной 3,5-5 дюймов, которые придают ему максимальную проходимость. Он легко идет по рыхлому песку, снегу, жидкой грязи. Это – оптимальная модификация для езды по бездорожью, распутице, для туризма по медвежьим углам, где нет дорог, а есть только направления.

Спортивные велосипеды

Шоссейный

Он же –  шоссер, roadbike, роудбайк, гоночный велосипед. Предназначен для шоссейных велогонок. Характерные особенности: максимально легкий вес, руль-«баран», узкие покрышки. Благодаря этому шоссейники отличаются отличной аэродинамикой и развивают скорость до 200 километров в час.

Главный их минус – неустойчивость. Эти велосипеды идут только по хорошему дорожному покрытию, и совершенно не предназначены для малейших неровностей.

Циклокросс

Он же – велокроссовый, циклокроссер. Создан для скоростных гонок по бездорожью. Внешне напоминает шоссейник, но при этом у него более надежная рама, зубастые покрышки, и, как правило, дисковые тормоза. Но главная особенность – очень легкий вес, ведь во время гонок по бездорожью циклокросс часто приходится тащить на себе.

На циклокросс без проблем устанавливаются крылья или багажник, и даже меняется руль – после чего велосипед становится вполне комфортным городским транспортом.

Триальный и BMX

Модели, предназначенные для триала и фристайла. Триалы легко узнаваемы: у них длинная, низкая и легкая рама, нет седла, длинный вынос и широкий руль. Задняя покрышка часто толще, чем передняя. Это дает возможность отменно балансировать на заднем колесе и делать сложнейшие трюки.

Модификации BMX отличаются низкой рамой и колесами шириной 20 дюймов. На оси прикрепляются специальные трубки-пеги. Конструкция BMX позволяет вращать руль как угодно – тросы при этом не путаются.

Трековый

Он же – Track bicycle. Предназначен для гонок на треке. У него нет трансмиссии, тормозов и свободного хода. Колеса крутятся только тогда, когда крутятся педали. Это самый легкий из всех видов велосипедов, но ездить на нем можно только на треках.

Разделочный

Этот вид велосипедов  создан для гонок с раздельным стартом и триатлона. Его главное качество – аэродинамичность. Узкие колеса, руль с лежаком, максимально обтекаемая рама.

Другие велосипеды

Женский

Женские модели учитывают особенности женской анатомии: у них меньше сокращено расстояние между седлом и рулем, иная форма рамы и более удобное для девушек седло.

Для женщин выпускаются горные, шоссейные, городские и многие другие виды велосипедов. Впрочем, большая часть дам катается на обычных велосипедах и не чувствует при этом никаких неудобств.

Грузовой

Эти велосипеды – чаще всего трехколесные, с большой корзиной сзади. Эти велосипеды постепенно набирают популярность – ведь они позволяют не только гулять, но и ездить за покупками. К тому же они весьма устойчивы

Электробайк

Велосипед с электромотором – настоящая находка для ленивых. Но неправильно было бы думать, что на таком велосипеде вообще не нужно напрягаться. Мотор лишь помогает крутить педали, так что поработать ножками все же придется. Впрочем, полностью переложить работу на мотор тоже можно – особенно при подъемах в горку.

Сегодня многие производители выпускают электробайки с разнообразным дизайном и запасом хода, позволяющим преодолевать несколько десятков километров.

Тандем

Велосипед для двоих. Рулит и переключает скорости передний ездок. Задний лишь крутит педали. Чаще всего тандемы используются в городских условиях и на шоссе, но ряд производителей выпускает и внедорожники.

Лигерад

Он же – лежачий велосипед. Бывает двух и трехколесным. Велосипедист лежит на специальном лежаке, что позволяет ему долгое время не уставать. Педали у него вынесены далеко вперед, а место традиционного руля сделаны рычаги, с помощью которых осуществляется поворот.

Читайте также







Загрузка