Перейти к объявлениям на irr.ru

Well-being: забота о благополучии сотрудников

Well-being, то есть забота об общем благополучии сотрудников, по праву считается одним из ведущих современных HR-трендов. Что нужно, чтобы сотрудник чувствовал себя благополучным и был максимально эффективным? Что входит в понятие well-being и какими средствами можно поддерживать уровень благополучия сотрудников? И какую пользу это приносит работодателям? Попробуем разобраться.

БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ТРЕНД

Еще в ХХ веке американский психолог Мартин Селигман заметил странную закономерность: несмотря на то, что ВВП в развитых странах неуклонно растет, несмотря на то, что люди стали лучше одеваться, питаться, у них появилось больше хороших автомобилей, путешествий и других атрибутов красивой жизни – общий уровень счастья остался практически неизменным, а в некоторых странах вообще упал. И тогда специалисты начали думать о том, какие еще показатели, кроме экономических, измеряют уровень благополучия? Как поднять этот уровень на государственном уровне? И как внедрить эту практику в отдельных компаниях.

В 2000-х родилось понятие well-being. Наиболее точно это название можно перевести как «управление благополучием». Если посмотреть запрос Google Trends, четко видно, что интерес к этой теме растет с 2004 года. В 2008–2009 годах, то есть во время мирового экономического кризиса, интерес компаний к этой теме резко вырос – работодателям стало жизненно важно поддержать своих сотрудников и защитить их от выгорания и депрессии на фоне общего снижения уровня жизни.  

По данным исследования The Global Human Resource Management, в 2019 году число компаний, вводящих корпоративные  well-being программы, в развитых странах выросло на 40%. Инвестиции в благополучие сотрудников стали неотъемлемой частью корпоративной культуры.

В России well-being заинтересовал работодателей существенно позже, чем в других развитых странах. «Если на Западе о благополучии сотрудников задумались примерно четверть века назад, то в нашей стране это направление активно развивается последние лет пять, и пока еще характерно в основном для солидных известных компаний с высоким уровнем  корпоративной социальной ответственности. В то же время, множество мелких фирм об этом пока даже не задумываются. Однако постепенно работодателей, осознающих важность well-being, становится все больше», - полагает  бизнес-психолог Екатерина Грачева

С началом пандемии особое внимание компании стали уделять не только физическому, но и психическому здоровью сотрудников. В числе решений наиболее популярны on-line семинары по управлению стрессом, обустройство комнат для медитации в офисах для тех сотрудников, которые не могут работать удаленно, разработка собственных оздоровительных приложений для смартфонов, программы по улучшению психологического климата в коллективе и снижению психоэмоциональной нагрузки.

«Наивно было бы представлять работодателя, внедряющего well-being программы, этаким альтруистом-бессеребренником. На самом деле, за заботой о сотрудниках стоит очень точный расчет. По данным Harvard Business Review, на 1 доллар, вложенный в well-being, компании в среднем возвращают 2,71 доллара за счет повышения эффективности труда, сокращения прогулов, уменьшения текучки кадров и снижения расходов на здравоохранение. 

Тому есть несколько причин. Во-первых, well-being программы сокращают медицинские издержки. Ведь чем более люди здоровы, тем реже они уходят на больничные и тем лучше работают.

Во-вторых, эти программы не только помогают снизить уровень стресса и утомляемости сотрудников, но и позволяют им улучшить общий уровень удовлетворенности своей жизнью. Well-being программы повышают вовлеченность, а вовлеченные сотрудники более лояльны к организации.

Это, в свою очередь, позитивно влияет на корпоративную культуру. Известный специалист по корпоративной культуре и построению эффективных команд Давид Логан утверждает, что в компаниях, перешедших  на высшие уровни корпоративной культуры, действуют не бинарные связи (руководитель – подчиненный), а как минимум триангулярные. То есть вы, допустим, ходите в один клуб по шахматам или играете в одной футбольной команде – но он бухгалтер, а вы менеджер по продажам. Общие хобби и интересы помогают вам найти общий язык и в работе», - поясняет психолог.

WELL-BEING КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Цель well-being – не только повышать уровень здоровья и психологического комфорта персонала, но и в целом формировать жизнь каждого сотрудника, учитывая все факторы, которые могут влиять на его самочувствие, счастье, и в итоге – на его продуктивность.

Virgin Pulse – известная компания, занимающаяся аналитикой в области управления благополучием, выделила 10 самых трендовых программ, которые входят в общий комплекс well-being. На первом месте – эмоциональное благополучие, борьба со стрессом. Второе – это физическое благополучие. Третье – это управление здоровьем. Среди других программ – внедрение digital решений, создание клубов по интересам внутри компании: это может быть и спорт, и клуб путешественников, и корпоративный театр.

Разумеется, целостные стратегии well-being чаще всего формируются в крупных компаниях. Однако отдельные «кирпичики» этой огромной стены, защищающей душевных комфорт сотрудников, успешно приживаются и в небольших фирмах.

«В сериале «Миллиарды» показан очень интересный пример well-being. Дело происходит в очень высокоприбыльной компании, которую по численности можно отнести к среднему бизнесу – это специфика таких брокерско-финансовых компаний. Так вот, в компании, где всего 150 сотрудников, есть психолог, который занимается настройкой людей, которые совершают продажи и сделки. Этот психолог их мотивирует на больший заработок, на максимально продуктивную работу, на смелость и прочее, прочее.

Еще один элемент well-being, который впишется даже в самую небольшую компанию – это организация правильного питания сотрудников. Можно либо договориться с соседними кафе о какой-то бонусной программе, или же найти подходящий сервис по доставке еды, причем выбрать такой, который будет привозить не пиццу и хинкали, а здоровую полезную еду – супы, салаты, свежевыжатые соки.

Также мне очень нравится идея организовать специальную комнату для медитации: туда не проникают посторонние шумы, туда нельзя ходить с телефоном, залипать в гаджеты. Там фиолетовое освещение, как на дальнемагистральных лайнерах, и расслабляющая музыка. В течение рабочего дня 15 – 20 минут помедитировать очень полезно. Многие эксперты по управлению счастьем типа Селигмана, это рекомендуют.

Еще одна отличная тема – управление финансами. Это очень хорошая программа для линейного персонала, для которого даже небольшая прибавка к зарплате кажется существенной, и хорошие сотрудники готовы сменить работу из-за разницы в зарплате, условно, в 1 000 рублей. Если организовать для сотрудников программу, в рамках которой их научат управлять финансами так, чтобы не связываться с микрокредитами и не только не жить от зарплаты до зарплаты, но еще и делать накопления – они будут вам очень благодарны!

Разумеется, при введении этих программ необходимо учитывать, в первую очередь, потребности сотрудников. Нельзя приходить с well-being на завод, который едва работает. Люди зарплату не получали годами, у них бытовые условия никакие – а вы к ним с комнатой для медитаций! Еще один неудачный пример – беговой клуб на предприятии, где люди заняты тяжелым физическим трудом. Они и так за день устают так, что еле до кровати доползают – а вы им еще и побегать предлагаете! Так что, прежде чем разрабатывать стратегию well-being, нужно проводить опросы, анализировать вовлеченность, смотреть – что именно люди реально оценят?», - рекомендует наш эксперт.

КУРС НА ЗОЖ

Важной составной частью стратегии well-being является health management, направленный на повышение здоровья персонала.  Еще недавно главным инструментом,  с помощью которого работодатели заботились о здоровье сотрудников, была ДМС. 

«Разумеется, для многих сотрудников ДМС – это базовый элемент, они отказаться от нее не готовы. И многие люди активно этой страховкой пользуются, по полной программе проходят обследования. Это неплохо. Но well-being программы позволяют уйти от парадигмы, что люди больные к парадигме, что они здоровые, веселые, позитивные и продуктивные. Поэтому сегодня работодатели постепенно переходят от предоставления услуг лечебной медицины к профилактике и популяризации здорового образа жизни. Предотвращение заболеваний обходится компаниям дешевле и приносит больший эффект, чем лечение сотрудников», - рассказывает Екатерина Грачева.

Эксперты канадской платформы Rise HR, занимающейся разработкой готовых hr-решений, составили свой рейтинг лучших оздоровительных программ на рабочем месте:

1. Локальные фитнес-центры, расположенные непосредственно на территории компании. Тренировки в таких центрах посещает на 15% больше сотрудников, чем при оплате абонементов в сторонние спортивные комплексы.

2. Программы отказа от курения, чья привлекательность одинаково сильна и для работников, и для работодателей, которым курящие работники обходятся примерно на 20% дороже из-за проблем со здоровьем

3. Поощрение велосипедистов – организация парковок для велосипедов, проката, корпоративных велопрогулок и тому подобное. Такая программа особенно популярна у  нынешних и потенциальных сотрудников, которые заботятся об экологии.

4. Медицинские услуги на рабочем месте. Возможность сделать массаж, снять кардиограмму, проверить зрение или проконсультироваться с врачом не выходя из офиса очень ценится сотрудниками. В зависимости от возможностей компании, подобные услуги могут оказываться как на постоянной основе, так и в качестве регулярных акций – например, раз в месяц.

5. Офисная йога – чрезвычайно эффективное средство от стресса. Эксперты рассматривают такие занятия как возможность совместить заботу о своем здоровье и работу, что особенно важно во время авралов.

6. Организация правильного питания на рабочем месте позволяет сотрудникам отказаться от фаст-фуда и вредных снэков. Такие программы могут стать частью стратегий по борьбе с лишним весом, диабетом и другими нарушениями метаболизма.

7. Психологическая помощь работникам, которую можно получить бесплатно, и прямо на рабочем месте – важное подспорье в борьбе со стрессами, депрессиями, нервозностью, профессиональным выгоранием, а кроме того – повышает доверие работника к работодателю.

8. Послеобеденная сиеста. Сегодня все больше компаний оборудует помещения, где сотрудники после обеда могут подремать, послушать музыку, почитать – а затем вернуться к своим проектам с новой энергией.

9. Активные приключения – гольф, пейнтбол, лазертаг, скалодром, даже батут и тому подобное. Такие виды активности очень популярны, так как в первую очередь они воспринимаются как развлечение, а не как спорт – но при  этом дают отличную физическую нагрузку.

10. Программы по борьбе с лишним весом тем более актуальны, что худеть веселее и продуктивнее всем вместе, а не в одиночку. Поддержать сотрудников можно лекциями и тренингами по правильному питанию, организацией здоровых перекусов, спортивными программами, созданием интерактивных корпоративных приложений и даже соревнованием по похудению с ценными призами.

 

Читайте также







Загрузка